Пилотные проекты в маркировке: что тестируют сейчас и зачем
Специалисты по маркировки из Docs.Seller собрали самую актуальную информацию по экспериментам в маркировке, чтобы бизнес знал, кому приготовиться и к чему
Руководитель отдела внедрения Docs.Seller. Эксперт по работе с «Честным знаком». Эксперт по работе с 1С
Существование единой системы маркировки товаров «Честный знак» — важнейшее направление контроля качества и прослеживаемости в цепочке поставок на российский рынок. И с каждым годом количество товаров, подлежащих обязательной маркировке только растет. Однако до попадания в такие списки большинство категорий проходят пилотную стадию или, так называемый, эксперимент по маркировке. Что это за процесс, зачем он нужен для бизнеса и какие пилоты актуальны прямо сейчас, разобрались в данной статье.
Что такое пилотные проекты
Пилотные проекты — это эксперименты на отдельных группах товаров, которые проводятся до старта обязательной маркировки. То есть, это период, когда маркировка для выбранных категорий товаров является добровольной. Участие в таких пилотах осуществляется по собственному желанию, но приносит весомые преимущества для бизнеса: возможность бесплатно получить коды маркировки на период эксперимента, протестировать нанесение кода, настроить учет и обмен данными с «Честным знаком», а также увидеть влияние маркировки на закупки, продажи и ритейл. По итогам пилота проводится масштабный анализ целесообразности и готовности, а далее Правительство РФ принимает решение об обязательной маркировке для соответствующей группы товаров.
Какие эксперименты актуальны сейчас
- Радиоэлектроника (4 этап)
Срок эксперимента: с 14 июля 2025 года по 28 февраля 2026 года.
Что маркируют: электронные сигареты и схожие многоразовые электрические испарительные устройства (вейпы, POD-системы и другое).
- Медицинские изделия 2.0
Срок эксперимента: с 1 сентября 2024 года по 28 февраля 2026 года.
Что маркируют: медицинские маски, шприцы, презервативы, салфетки, инкубаторы для новорожденных, косметологические нити и филлеры, дыхательная аппаратура, инфузионные системы.
- Автозапчасти
Срок эксперимента: с 25 февраля 2025 года по 28 февраля 2026 года.
Что маркируют: фильтры, свечи зажигания, автомобильные стекла.
- Оптоволокно
Срок эксперимента: с 1 декабря 2023 года по 28 февраля 2026 года.
Что маркируют: оптические волокна и кабели.
- Отопительные приборы
Срок эксперимента: с 1 апреля 2024 года по 28 февраля 2026 года.
Что маркируют: радиаторы и котлы отопления, конвекторы.
- Кабели
Срок эксперимента: с 20 мая 2024 года по 28 февраля 2026 года.
Что маркируют: кабели и провода (на напряжение 1000 В, изолированные проводниками диаметром более 0,51 мм на напряжение не более 1000 В).
- Пиротехника
Срок эксперимента: с 1 июля 2024 года по 28 февраля 2026 года.
Что маркируют: развлекательные пиротехнические изделия, огнетушители и составы к ним, пожарные извещатели и оповещатели, системы передачи извещений о пожаре, устройства дистанционного пуска и работоспособности шлейфа.
- Полимерные трубы
Срок эксперимента: с 25 октября 2024 года по 28 февраля 2026 года.
Что маркируют: трубы, трубки, шланги и их фитинги (соединения, колена, фланцы).
Как работает пилотный проект
Для участия в пилоте необходимо подать заявку на сайте «Честного знака», пройти регистрацию и получить УКЭП.
По завершении эксперимента следует ждать официальной информации о переходе к обязательной маркировке, сроках и особенностях (маркировки остатков, длительности переходного периода и др.). Исходя из практики, все чаще этот процесс осуществляется бесшовно. То есть, сразу после завершения пилота стартует обязательный этап маркировки для данных категорий товаров.
О чем важно знать бизнесу
Важно понимать, что если ваш товар попал в эксперимент «Честного знака», то это не просто временная проверка, а важный сигнал. Обычно подобные эксперименты становятся предвестником обязательной маркировки: по опыту прошлых лет, в 99% случаев товары, участвующие в пилоте, вскоре переходят в статус обязательной маркировки. Это значит, что уже в ближайшее время ваш бизнес столкнется с требованиями по нанесению кодов, внедрением системы учета и отслеживания происхождения товара, а также с необходимостью обновления бизнес-процессов, документации и IT-инфраструктуры.
Игнорировать этот факт нельзя: чем раньше вы начнете подготовку — тем меньше рисков задержек, штрафов и дополнительных затрат. Рекомендуем активно участвовать в эксперименте и параллельно провести аудит ассортимента на соответствие новым требованиям, скорректировать цепочку поставок, наладить взаимодействие с партнерами и подготовить персонал к работе с новым форматом маркировки, а также спланировать бюджет на обновления оборудования, программного обеспечения и обучения сотрудников. Если же не уверены в собственных силах или не готовы выделить дополнительные ресурсы, то всегда можно обратиться к специалистам по маркировке товаров, которые возьмут на себя обязательства по маркировке и спасут от ошибок и финансовых потерь.