Как распределять роли с партнером, командой и клиентом
Эксперт по коммуникациям, медиатор, бизнес-коуч Ксения Тихомирова, расскажет, как правильно разграничивать роли и ответственности в разных бизнес-контекстах
Cовладелец 3-х успешных бизнесов в разных нишах, профессиональный коуч, сертифицированный медиатор, президент фонда поддержки культурно-исторических инициатив, член президиума «Опоры России»
Правильно распределить роли и обязанности с партнерами, сотрудниками, клиентами и подрядчиками — значит, грамотно решить одну из главных тактических задач в бизнесе. Чем аккуратнее проделана эта работа, тем меньше шероховатостей в реализации общей бизнес-стратегии.
Опытным предпринимателям это хорошо известно: здесь они съели не один пуд соли. Начинающие бизнесмены и эксперты, рабочие будни которых не обходится без переговоров с заказчиками, подрядчиками, партнерами для запуска совместных проектов, не всегда работают чисто на этом важном этапе.
Как грамотно распределять роли и обязанности в разных деловых контекстах, расскажу с опорой на личный опыт в серийном бизнесе и с позиции профессионального медиатора и эксперта по коммуникациям.
Тетраэдр коммуникации: роли и функции
Роли и функции — важный стержень коммуникации, стороны которой согласовывают, говоря простым языком, кто, кому, чего и сколько должен. В такие отношения вступают: 1) партнеры по бизнесу; 2) владельцы бизнеса и команда; 3) владельцы бизнеса и клиенты; 4) команда и клиенты; 5) владельцы бизнеса и подрядчики; 6) команда и подрядчики и др.
Роли и функции — один из четырех опорных элементов тетраэдра коммуникации, универсальной модели большинства отношений между сторонами деловой коммуникации. Принципы и особенности работы этой модели подробно описала здесь.
Общие принципы работы с ролями и обязанностями
Вне зависимости от того, между кем обсуждается распределение ролей и функций, есть универсальные принципы работы:
1. Ясность и прозрачность
По итогу коммуникации все стороны должны четко понимать свои роли, задачи и зоны ответственности. Это избавит от дублирования функций, сбоев в работе и конфликтов.
2. Взаимное доверие и уважение
Участники переговоров должны проявлять взаимное уважение и доверять друг другу. В противном случае достигнутые договоренности могут быть шаткими и недолгосрочными.
3. Конструктивность и эффективность
В фокусе внимания при распределении ролей и задач должен быть такой принцип: каждый выполняет те функции, которые наиболее соответствуют его компетенциям и личным интересам. Это позволит быть наиболее эффективным и получать внутреннее удовлетворение от работы.
Роли и обязанности: что важно согласовать с партнером по бизнесу
С партнером по бизнесу важно согласовать эти роли и задачи:
1. Стратегия:
- разработка долгосрочной стратегии развития бизнеса
- определение ключевых направлений и приоритетов
- принятие решений по выходу на новые рынки
- анализ конкурентной среды и выработка ответных действий
2. Финансы:
- управление финансовыми потоками и бюджетом
- привлечение инвестиций и кредитование
- оптимизация налогообложения
- контроль финансовой отчетности и аудит
3. Операционка:
- организация эффективных бизнес-процессов
- управление производственными мощностями
- оптимизация логистики и цепочек поставок
- контроль качества продукции/услуг
4. Маркетинг и продажи:
- разработка маркетинговой стратегии
- продвижение бренда и управление репутацией
- ценообразование и управление ассортиментом
- анализ рынка и поведения потребителей
- формирование эффективной стратегии сбыта
- управление командой продаж и ее мотивация
- поиск и привлечение новых клиентов
- контроль выполнения плановых показателей
5. Работа с персоналом:
- подбор, адаптация и развитие сотрудников
- управление корпоративной культурой
- организация системы обучения и повышения квалификации
- решение вопросов социального обеспечения
6. Правовые вопросы:
- юридическое сопровождение работы компании
- разработка и оценка договоров и соглашений
- представление интересов компании в судебных спорах
- проверка соответствия и соблюдения законодательства
7. Генеральное руководство:
- общее руководство и координация главных бизнес-процессов
- принятие ключевых стратегических решений
- представление интересов компании на внутреннем и внешнем рынках
- налаживание взаимодействия всех подразделений
Этот список ролей и задач далеко не полный. В каждом случае добавляются свои, и они не распределяются только между партнерами. Многое может и должно быть делегировано соответствующим специалистам команды. Но обговорить роли и функции, определить и согласовать, кто их возьмет на себя, партнеры должны на старте.
Роли и обязанности: что важно согласовать с командой бизнеса
С бизнес-командой важно согласовать такие моменты:
1. Должностные обязанности, полномочия и зоны ответственности
2. Требования к квалификации, опыту и компетенциям сотрудников
3. Система оплаты труда, премирования и нематериальной мотивации
4. Режим работы, отпуска и больничные
5. Процедуры найма, адаптации и увольнения сотрудников
6. Возможности профессионального развития и карьерного роста
7. Корпоративная культура, ценности и правила поведения
8. Механизмы обратной связи и разрешения конфликтов
9. Охрана труда и обеспечение безопасности
10. Социальные гарантии и льготы
Роли и обязанности: что важно согласовать с клиентом
Чтобы укреплять лояльность клиента и выстраивать долгосрочные отношения, важно согласовать:
1. Понятное и прозрачное описание продуктов и услуг
2. Сроки, стоимость и порядок оплаты
3. Технические требования и стандарты качества
4. Гарантийные обязательства и работа с претензиями к качеству
5. Порядок приемки результатов работ и поставки товаров
6. Ответственность сторон за нарушение условий договора
7. Конфиденциальность и защита персональных данных
8. Процедура внесения изменений в условия сотрудничества
9. Урегулирование споров и разрешение конфликтных ситуаций
10. Дополнительные услуги и специальные условия для клиентов
Откуда все эти принципы работы с ролями и функциями и списки вопросов, которые важно согласовать? Из личного опыта в бизнесе и ситуаций, за разрешением которых ко мне обращаются эксперты и предприниматели.
Поделюсь личным опытом.
Сейчас я развиваю 3 партнерских проекта: финансовый консалтинг («Атлас бизнеса»), услуги в медиации и коммуникации («Центр коммуникации и медиации») и швейное производство («Alpha style & Divina style»). В каждом за мной и партнерами закреплены конкретные роли и обязанности. В первом бизнесе моя основная роль — директор по развитию. Мои основные задачи — привлечение клиентов, деловые переговоры, взаимодействие с командой. В «Центре коммуникации и медиации» как управляющий партнер, я занимаюсь развитием продуктов и активно коммуницирую с клиентами и командой. В швейном производстве я принимаю стратегические решения, координирую операционные процессы, занимаюсь вопросами маркетинга.
Осознанное и обоснованное распределение ролей в каждом бизнесе — то, что позволяет на протяжении многих лет нам с партнерами сохранять глубокое уважение друг к другу. И это то, что делает нас и наши проекты эффективными и, как сейчас принято говорить, антихрупкими. Каждый из нас на своем месте: делает то, что умеет лучше всего. И это по любви, а не по протоколу. Мы не заходим на чужую территорию со своим уставом, говоря, как делать надо и как не надо. Мы доверяем друг другу, признавая компетентность каждого. Чтобы предложить идею или высказать конструктивную критику, мы регулярно организуем летучки, честно делимся сомнениями, опасениями, несогласием с чьим-то мнением, альтернативными предложениями. Это снимает большое количество проблем, которые есть в компаниях со слабой коммуникацией между партнерами, сотрудниками, клиентами и подрядчиками. Как это бывает, я хорошо знаю из своего опыта и ситуаций предпринимателей, приходящих в «Центр коммуникации и медиации» за экспертной поддержкой.