Как научить подчиненных принимать решения и нести за них ответственность
Как я учила подчиненных принимать решения, рассказывает специалист по систематизации бизнеса Елена Чернышова
Эксперт по реконструкции и систематизации бизнеса с опытом работы более 25-ти лет. Автор курса «Я и моя команда».
Как часто вы встречаетесь с ситуацией, когда сотрудник приходит к вам и докладывает о проблеме?
Что происходит дальше?
Вариант первый:
Ваш подчиненный ждет, когда вы ему скажете, что делать, прямо задает вопрос:
- Что мне делать?
Вариант второй:
Ваш подчиненный сообщает, что уже знает, как решить проблему, готов поделиться, если получит одобрение, то пойдет выполнять.
Вариант третий:
Ваш подчиненный приходит, докладывает о проблеме, докладывает о том, что он понял, как ее решить, сделал все необходимое, если что-то пойдет не так, у него есть еще запасной вариант.
Из всех предложенных вариантов мне больше всего подходит третий.
Я считаю, что первые два варианта будут тормозить развитие и работу всей компании, потому что возникнет проблема со скоростью принятия решений. Человек не машина и не может сутками работать, не отлучаться, и выдавать решения каждые 20 секунд.
Кроме того, если один человек принимает решения, а остальные просто исполнители, то у людей будет не высокая мотивация, нам сказали — мы делаем. Процесс принятия решения возлагает на человека ответственность и мотивация значительно выше.
Как научить людей принимать решения?
Все очень банально — не выдавайте решения. Просто запретите себе это.
А дальше — передайте мяч на сторону членов команды, задайте вопрос:
- Что будем делать?
Попросите каждого высказать свое предложение. Подтолкните их к правильному решению, которое уже давно есть в вашей голове, но не выдавайте его за свое решение.
Продолжайте держаться плана — не давайте решения, не берите на себя ответственность и закончите тем, что задайте им вопросы:
- Каким будет ВАШЕ решение?
- Кто выполняет?
- Какой план?
- Кто несет ответственность?
- Какие сроки?
Сделайте запись совещания, отошлите его всем участникам, назначьте контрольное время.
Поступайте так всякий раз. Не давайте решения членам команды, помогайте им принимать правильные решения своими советами и вопросами, спрашивайте за результат.
Не устраивайте показательные порки за неправильные решения. Этим вы запугаете сотрудников, никто не будет рисковать своей головой в такой ситуации, и помните — вы тоже ошибаетесь.
Разбирайте с подчиненными ошибки, анализируйте их, делайте выводы, обучайте людей. Со временем, они будут принимать очень правильные решения, а вы будете наслаждаться работой с вашей командой.