Зачем бизнесу измерять свои показатели и как это правильно делать
Как системы автоматизированного контроля, сквозной и бизнес-аналитики помогают предпринимателю управлять компанией и решать проблемы
Разработчик отраслевой системы сквозной и бизнес-аналитики Strike Analytics со стажем работы в интернет-маркетинге более 15 лет. В прошлом — директор по маркетингу автохолдинга «Максимум».
В условиях нестабильности, неопределенности, неоднозначности и нарастающей скорости изменений* строить устойчивый бизнес становится все сложнее. Лидирующие позиции на рынке занимают компании, которые могут быстро адаптироваться, постоянно развиваются, проверяют гипотезы, ставят эксперименты, быстро реагируют на изменения среды. И что важно, своевременно корректируют свои шаги, чтобы не просто успевать за изменениями, скорость которых стабильно растет, но и оставаться конкурентными.
Для оперативного принятия эффективных стратегических решений основателю бизнеса необходимо четкое понимание текущей ситуации в компании и актуального вектора ее движения. В этом ему помогает грамотная аналитика, охватывающая деятельность всех ключевых секторов предприятия и предоставляющая информацию о его работе в моменте. Ментор Иван Куц рассказывает о системах аналитики и их возможностях. А также о пользе, которую они приносят бизнесам, и проблемах, которые решают.
Что и как необходимо измерять
В компании должны регулярно составляться отчеты по ключевым направлениям:
- Продажи. Данные по конверсии, динамике продаж, работе продавцов.
- Менеджеры. Количество встреч и качество их отработки, конверсия работников.
- Управление складом и логистикой. Степень эффективности работы склада, диспетчерский мониторинг, анализ логистического цикла.
- Клиентский сервис. Комплекс показателей, которые позволяют оценить эффективность работы бизнеса. Например, узнать, насколько пользователи готовы продолжать приобретать у вас товары/услуги, или понять, почему часть людей не стала вашими клиентами.
- Маркетинг и реклама. Статистика по совершенным звонкам и встречам, уровню продаж. Показатели дают понимание, какие рекламные каналы действительно работают, и помогают сравнить их эффективность в разрезе разных периодов времени.
Есть конкретные инструменты бизнес-аналитики, которые применяются, работают и дают понятные результаты. При этом предприниматели по-прежнему изобретают велосипед, придумывая малоэффективные подходы и способы анализа данных. Например, собирают отчеты в Excel или Google-таблицах. В этом случае сотрудники вместо выполнения своих базовых функций в компании начинают заниматься ручным вводом и компоновкой показателей. Предприятие постепенно обрастает множеством таблиц. Показатели приходится приводить к одному знаменателю, что неудобно и долго, а иногда и невозможно сделать вручную.
Кроме того, из-за человеческого фактора в данных регулярно появляются ошибки, качество работы снижается, а в случае если менеджер таблиц заболевает или увольняется, рушится вся система. С составленными таким образом отчетами сложно локализовать проблему и определить причину, по которой, например, не выполняется план.
Отсутствие мониторинга процессов в реальном масштабе времени — тоже проблема. Представьте, что вы садитесь за руль автомобиля. И вместо того чтобы постоянно смотреть на дорогу, закрываете глаза и открываете их раз в месяц — корректируете курс и снова зажмуриваетесь. В таком положении оказывается большинство компаний, которые не пользуются системами отслеживания показателей. Они едут вслепую и постоянно бьются об острые углы. Если для подведения итогов команда собирается раз в месяц, то все, что она может, — это попытаться исправить результаты в будущем, но не адаптировать процессы, когда это действительно необходимо.
Как решить проблемы
Со всеми перечисленными выше сложностями поможет справиться постепенное внедрение системы автоматизированного отслеживания показателей. Она позволяет держать сотрудников в тонусе: информация о результатах каждого дня становится открытой для всех участников управленческой цепочки. Вовремя отслеживать отклонения и оперативно эскалировать проблемы становится возможным. К примеру, если продавец плохо работает, его руководитель узнает об этом сегодня, а директор по продажам — уже завтра. Постоянное отслеживание процессов и корректировки в режиме реального времени позволяют сделать бизнес более адаптивным.
Польза для бизнеса
В системе автоматизированного контроля сквозной и бизнес-аналитики данные собираются автоматически, отчеты строятся быстрее, а человеческий фактор (и все связанные с ним риски) полностью исключается. С помощью этого инструмента хаос из показателей превращается в простые и понятные дашборды, которые помогают основателю и топ-менеджменту эффективно решать задачи бизнеса.
По сути, это своеобразный пульт управления компанией, который дает оценку эффективности работы ее подразделений, инвестиций в маркетинг, предоставляет априори верные метрики KPI. Важно, что система решает целый комплекс задач: не просто оптимизирует рабочие процессы, но также защищает прибыль бизнеса, увеличивает оборот и открывает основателю зоны роста — для совершения дальнейших шагов.
Сноска:
* Концепции VUKA/BANI, определяющие мир как действительность в условиях нестабильности, неопределенности, неоднозначности и нарастающей скорости изменений.
Фотографии: Ольга Гагуа