ФОНД «ЦСР» 2 октября 2024

Что ждет воду из под крана и во что выльется бездействие

ЦСР провел исследование трендов развития сферы водоснабжения и водоотведения в России и предложил решать проблемы путем реформирования и привлечения инвестиций

Александр Амирагян
Директор центра экономики отраслей ТЭК ЦСР

Эксперт в ТЭК и ЖКХ, циклической экономике. Соавтор более 30 научно-исследовательских работ. Участвовал в разработке энергетической стратегии России и документов общих рынков энергоресурсов ЕАЭС.

Без чистой холодной и горячей воды, доступной в любой момент, сложно говорить о комфорте. И тем более сложно себе представить как может казаться уютным жилище, в котором затруднен или не происходит сток канализации. Перекрыть канализационные трубы — это уже хорошо известный, проверенный и эффективный способ заставить злостных должников за коммунальные услуги найти средства и погасить долг. Конечно, такой способ работы с должниками скорее экстремальный, и, хоть, и хорошо иллюстрирует важность бесперебойной подачи воды и ее стока, тем не менее не является рекомендацией и не должен браться за основу работы управляющих компаний с потребителями.

Вместе с тем, так как эти услуги удовлетворяют базовые потребности человека, то их предоставление и тарификация жестко регламентируются государством. Как результат: строчки «водоснабжение» и «водоотведение» в наших платежках на коммунальные услуги одни из самых низких, по сравнению с тем же электричеством и отоплением, и увеличиваются темпами ниже инфляции.

Сейчас сотни и тысячи предприятий, которые поставляют воду в наши жилища и забирают из них стоки, долгие годы испытывают недофинансирование. Инвестиции в модернизацию и развитие инженерных сетей и оборудования недостаточны, чаще всего идут в значительной степени за счет государства, — а это капля в море. Советское наследие позволяло долгие годы игнорировать развитие этой сферы, но естественный износ и рост нагрузки на инфраструктуру без системных решений грозит нам коммунальной катастрофой.

Сейчас услуги водоснабжения и водоотведения в среднем доступны лишь для 80% жителей страны. В некоторых регионах водопровод есть лишь у 60% жителей, а в других у 30% жилища не оснащены канализацией. Более того, растет изношенность сетей, по некоторым оценкам она достигает уже 60%. Это значит, что многолетняя практика «латания дыр» уже не способна обеспечивать более-менее безаварийную работу коммунальщиков — нужны системные решения. Решения, которые позволят сломить тренд и, наконец, наладить работу отрасли водоснабжения и водоотведения и предоставить доступ к этим услугам, для всех без исключения жителей нашей страны. Для этого необходимо менять минимум 3-5% сетей ежегодно, а сейчас меняется менее 1%.

Задача нетривиальная, а потому предполагает комплексный подход.

Модернизацию следует сопровождать повышением технологичности — обеспечивать высокую степень очистки входящей и исходящей воды, соответствовать экологическим стандартам.

Среди ключевых сдерживающих развитие отрасли факторов можно выделить низкую оплату труда и расходы на электроэнергию. В большинстве регионов в этих сферах зарплаты не только низкие, но и растут темпами ниже инфляции. Тогда как тарифы на электроэнергию и задолженность потребителей за предоставленные услуги растут довольно уверенно.

С учетом того, что отрасль хронически недофинансирована, объем накопленных проблем — высокий, то повышение тарифов на и водоснабжение и водоотведение (как источника инвестиций для модернизации) представляется неизбежным. Другое дело, что реализовано это может быть максимально безболезненно для людей, например, за счет повышения объемов субсидий для социально незащищенных граждан. Также возможно дополнительное субсидирование отрасли, снятие ряда ограничений для работы предприятий в отрасли, совершенствование механизмов государственно-частного партнерства и т. д.

В итоге эффективно работающая отрасль выгодна всем. Это и привлекательные рабочие места, и комфортные малые города и сельские территории, и снижение экологической напряженности.

Наконец, опыт настройки других отраслей по предоставлению услуг в жилищно-коммунальной сфере показывает, что любая из них может эффективно и качественно работать, если корректно выстроить базовую экономическую модель, установить стандарты и всем сторонам выполнять взятые на себя обязательства. И здесь будет уместно вспомнить о повышении в целом качества управления организациями — поставщиками услуг водоснабжения и водоотведения. Исследования показывают, что большая часть из этих организаций не то что не использует существующие механизмы государственной или региональной поддержки, но даже не знает об их существовании. Также зачастую именно в этих сферах отмечается слабая работа с должниками — как с гражданами, так и с компаниями. Таким образом, представляется, что наладка бизнес-процессов также снимет часть нагрузки с таких организаций.

Подробнее с материалами исследования можно познакомиться на сайте ЦСР.