Не только морепродукты: как развивается техпред на Дальнем Востоке

Вузы ДФО активизируют образовательное и технологическое сотрудничество с университетами КНР

Денис Белоцеркович
Эксперт федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», директор департамента инновационной политики и разработок Тихоокеанского государственного университета

Эксперт ПУТП, директор департамента инновационной политики и разработок Тихоокеанского государственного университета, кандидат юридических наук

Дальневосточный федеральный округ становится перспективной территорией для развития технологичных бизнесов — с одной стороны, здесь достаточно эффективно работает механизм территорий опережающего развития, применяются режимы налоговых преференций и другие меры господдержки, с другой — рядом глобальные восточные рынки сбыта и капитала. Как вузы Дальнего Востока участвуют в развитии техпреда, какие инструменты Платформы университетского технологического предпринимательства поддерживают гуманитарное сотрудничество с Китаем и почему ДФО обречен на инновации рассказал директор департамента инновационной политики и разработок Тихоокеанского государственного университета Денис Белоцеркович.

 — Чем Дальний Восток отличается в плане развития предпринимательства от других регионов страны?

 — Исторически на Дальнем Востоке с инновациями достаточно сложно: на это влияют сложные климатические условия, ограниченный внутренний рынок, недостаток квалифицированных кадров в секторе исследований и разработок; недостаток поставщиков высокотехнологичных продуктов и сервисов; недостаток технологических заделов для обеспечения конкурентоспособности на среднесрочном горизонте, сложности с логистикой и энергетикой. Но, мы понимаем, что выход на траекторию ускоренного развития возможен только за счет инновационного прорыва, у региона просто нет другого пути.

На Дальнем Востоке, в силу обозначенных причин не всегда выгодно строить промышленные предприятия. В перспективе может развиваться только высокомаржинальное предпринимательство с высокой добавленной стоимостью. Это инновации и новые технологии. Высокотехнологичные предприятия, которые не требуют больших площадей, здесь будут очень востребованы. Мы в этом убеждены и поэтому занимаемся развитием техпреда и трансфера технологий.

На сегодняшний день в ДФО развивается кластер беспилотных систем на Сахалине, в Якутске — креативные индустрии, во Владивостоке — проекты, связанные с освоением океана и его дна. Отдача, возможно, происходит не так быстро, как хотелось бы, но Дальний Восток просто обречен развивать инновационную составляющую. И это развитие идет.

— Какие преимущества для предпринимателей существуют в регионе? Как можно их стимулировать строить бизнес во Владивостоке или в Якутии, а не бежать в места, где теплее климат и более развита логистика?

Одно из наших преимуществ — это внимание, которое федеральное правительство уделяет развитию Дальнего Востока. Такой политический подход делает регион территорией возможностей. Это выражается в создании особых режимов для развития предпринимательства: у нас действуют преференциальные режимы, территория свободного порта Владивосток, созданы территории опережающего развития (ТОРы).

В ближайшие годы в ДФО впервые будет создана международная ТОР. Бизнес заходит за преференциями и развивается.

Второй важный момент — это новые рынки сбыта и капитала в АТР. Постепенно происходит смещение фокуса мировой экономики и торговли в Тихоокеанский регион. Это перспективное направление, а у нас есть территориальное преимущество — мы рядом. Тихоокеанский государственный университет сейчас старается встроиться в инновационные, образовательные и научные цепочки взаимодействия между игроками в Китае и России, выступить мостом между восточными рынками и проектами молодых российских предпринимателей.

Наша верхнеуровневая задача, как университета, — нащупать и в конечном итоге выстроить эффективный механизм преодоления лага в технологическом развитии российских предприятий и ведущих международных компаний, внести свой вклад в технологический суверенитет России за счет международной технологической коллаборации,  построения полной цепочки инновационного цикла в регионе, включая вовлечение студентов и исследователей из научно-образовательных организаций в решение технологических задач компаний реального сектора экономики.

— Как вы работаете над развитием предпринимательских навыков у студентов? Как в университетском техпреде проявляется «разворот на восток»?

— Мы используем весь арсенал инструментов, который предоставляет федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства». Во-первых, наш университет — площадка и оператор тренингов предпринимательских компетенций среди студентов и аспирантов. Наш тренинг направлен на популяризацию возможностей построения бизнеса на Дальнем Востоке, с использование упомянутых режимов преференций. Мы проводим тренинги в четырех федеральных округах, но в последнее время вышли и на международный уровень: в июле впервые организовали тренинги в Китае для студентов из Харбина под девизом «Делаем бизнес вместе. В России». Мы надеемся, что выпускники китайских университетов, решив заняться бизнесом, вспомнят о том какие возможности есть в России, и приедут реализовывать свои инновационное проекты в нашей стране.

Во-вторых, мы реализуем акселерационные программы поддержки инновационных студенческих команд. Одна из них называется ДВ UP «Азия» — мы готовим предпринимателей, которые нацеливаются на азиатские рынки. В прошлом году в наших программах участвовало два университета из Китая и Южной Кореи, в этом — планируется участие бизнес-экспертов из Малайзии.

Наши студенты активно подают заявки на конкурс «Студенческий стартап» (от Фонда содействия инновациям), который проводится в рамках федпроекта и позволяет выиграть грант в 1 млн рублей на свою разработку. У нас в университете действует стартап-студия и, надеюсь, в будущем появится университетский венчурный фонд. У регионального бизнеса есть запрос на это, он готов инвестировать значительные средства в проекты наших студентов.

Кроме инструментов «Платформы университетского технологического предпринимательства», у нас действуют Центр трансфера технологий, Центр инжиниринга, Тихоокеанский центр технологического предпринимательства, многочисленные студенческие конструкторские бюро. В этом году мы будем открывать предпринимательскую точку кипения.

В апреле при поддержке Минобрнауки России создан консорциум университетов Дальневосточного федерального округа по трансферу технологий и развитию технологического предпринимательства. На Восточном экономическом форуме в его состав вошли шесть новых ассоциированных членов из различных индустрий, в том числе Сбербанк и Деловая Россия. Они подтверждают заинтересованность в работе консорциума, потому что это удобно. Намного проще работать с консорциумом, который представляет 14 университетов, чем с каждым из них отдельно выстраивать коммуникацию.

 — Как именно проходят тренинги предпринимательских компетенций для студентов КНР? Как преодолевается языковой барьер?

 — Языковой барьер — вещь сложная, но, тяга к предпринимательству преодолевает любые барьеры, в том числе языковые. Мы к этому были подготовлены и сделали весь материал на китайском, английском и русском языках. В тренинге, который мы летом проводили в Харбине, участвовали, как китайские студенты, так и россияне, которые учатся в Китае по обмену.

Нужно отметить, что в КНР развитие сферы молодежного предпринимательства тоже является достаточно проблемной. У них свои сложности, связанные с занятостью студентов: многие, не могут себя реализовать в профессии, не хотят работать по найму или по разным причинам не имеют такой возможности. Студенты с северных провинций КНР пытаются уехать на юг, мы имеем схожие миграционные проблемы. Молодежное предпринимательство в Китае — один из способов решить проблемы с трудоустройством, самореализацией, с повышением собственной социальной значимости. То есть это вообще другая культура, требующая тщательного анализа, чем мы, собственно, и занимаемся.

Формат тренингов, который применяется Платформой университетского технологического предпринимательства, им подошел: китайским университетам это интересно, так что мы в ближайшее время собираемся провести ряд тренинговых программ в провинции Хэйлунцзян.

Также мы планируем в следующем сезоне тренингов (2024-2025 гг.) использовать опыт китайского предпринимательства в наших тренингах в России. Сейчас трудно кого-то удивить сотрудничеством с Китаем в рамках образовательных программ, но в рамках технологий пока готовых механизмов нет. Тут у нас непаханое поле.

— Можете привести пример успешных стартапов, которые уже запущены на Дальнем Востоке?

— Например, «Центр невербальной семиотики». Его сделал Саша Рудаков — вчерашний школьник, сегодня он учится на втором курсе. Он выиграл конкурс «Студенческий стартап» с проектом, связанным с усовершенствованием детектора лжи. Сегодня этот проект развивается, предлагает свои услуги для крупных компаний, чтобы они могли с намного более высоким уровнем точности проводить собеседования.

Аспирантка Ираида Ермакова — еще один из победителей конкурса. Она создала образовательный проект в области креативных индустрий — «Старт в индустрию анимации».

Лукин Ярослав Витальевич со своей командой реализует проект сокращения затрат при производстве метаматериалов.

В своих выступлениях, ректор ТОГУ Юрий Сергеевич Марфин подчеркивает, что мы не ставим цель, всех выпускников ТОГУ сделать действующими предпринимателями. Наша задача сделать их предприимчивыми. И установку ректора мы используем в работе департамента. Университет работает прежде всего на рынок труда региона, страны, где в основном выпускники идут в найм, но и там они должны уметь занять предпринимательскую позицию. У предприятий есть запрос на модернизацию: действуют санкции, использование оборудования или программного обеспечения затруднено, каналы поставок закрыты. Соответственно, работник должен не просто использовать существующее оборудование или технологии, а быть готовым их дорабатывать, быть кем-то вроде рационализатора, как это называлось в советское время.

Треки развития у студентов могут быть разными: кто-то пошел в науку, сделал изобретение и получает роялти за свой патент, кто-то сделал стартап и стал предпринимателем, а кто-то занимается инжинирингом, идет в студенческие конструкторские бюро. И всем им, безусловно, пригодится понимание техпреда и предпринимательский опыт, который они могли получить еще во время учебы в университете.

В этом прошлом году мы запустили новый формат проектной деятельности для студентов первого курса, в котором междисциплинарные проектные команды под руководством действующих бизнесменов в течении года собирают свой проект, для этого им выделен один день в неделю в учебном расписании. Администрирует этот процесс Школа технологического предпринимательства, с нового учебного года мы имплементировали в проектный день программу «обучение служением». С нашей точки зрения любая предприимчивость должна быть в первую очередь направлена на пользу обществу, и наши ребята должны применять свои профессиональные навыки, в том числе навыки построения бизнеса, для решения реальных социальных задач.