NC Logistic 14 июля 2023

Эксперт рассказал, стоит ли ждать перебоев в поставках лекарств

Как сегодня осуществляется транспортировка фармацевтической продукции и можно ли не думать о прекращении поставок лекарств, рассказывает Гарольд Власов

Гарольд Власов
Управляющий директор фармлогистического 3PL-оператора NC Logistic

Окончил институт Тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова и получил степень MBA в Высшей школе экономики. С 2003 года занимает ключевые руководящие позиции в компаниях в сфере торговли, в оптовом и розничном секторе фармацевтической отрасли. С 2011 года осуществляет руководство стратегическим развитием, операционной и финансовой деятельностью фармацевтического 3PL-оператора. Имеет экспертные знания в сфере фармлогистики.

Геополитическая обстановка вынудила производителей лекарственных средств заново выстраивать логистику. Как сегодня осуществляется транспортировка фармацевтической продукции и можно ли не думать о прекращении поставок лекарств, рассказывает Гарольд Власов, управляющий директор фармлогистического 3PL-оператора NC Logistic.

В настоящее время перебоев в поставках готовых лекарств, связанных с транспортной логистикой, нет. По сути, критических моментов не было и ранее, за исключением проблем со страхованием груза, перемещающегося по территории Республики Беларусь и Российской Федерации. Большинство лекарств из Европы как поставляли, так и продолжают поставлять автотранспортом через Беларусь. При транспортировке перегружать фармацевтическую продукцию можно только через специализированные оборудованные и валидированные хабы, в противном случае такие действия приведут к разрыву холодовой цепи. Препараты требуют свой определенный температурный режим, который должен поддерживаться на всех этапах логистики. Риски возникновения несоответствий в процессе перевозки лежат только на производителе. 

Для транспортировки препаратов в условиях санкций и ответных мер на них используется метод перецепки. Иностранный перевозчик доезжает до специализированного терминала на белорусской стороне в приграничной зоне, отцепляет полуприцеп, а российская машина этот полуприцеп подцепляет и далее передвигается по РБ и РФ, доставляя груз в конечную точку назначения. Несмотря на ограничения в отношении иностранных водителей, которые теперь не могут въезжать в нашу страну, транспортировка препаратов из Европы занимает 7-10 дней. 

Задержки, перебои или вообще отказ от поставок в РФ могут появиться из-за введения обязательной перегрузки товара вместо перецепки.

В обозримом будущем мы не наблюдаем возможные перебои с поставками готовых лекарственных форм. Сложности возникают при экспорте из западных стран сырья, компонентов вспомогательных материалов и комплектующих для локализованного производства препаратов в РФ. В отличие от готовых лекарственных форм, в большинстве случаев вышеперечисленные составляющие попадают под санкционные ограничения Запада. Поэтому транспортировка сырья включает несколько транспортных плеч, в том числе авиаперелеты и автомаршруты. При этом в процессе поставки зачастую происходит смена владельца товара. Проблема усугубляется тем, что сегодня даже зарубежным компаниям не хватает сырья для планового производства лекарств. Из-за общемировой нестабильности на Западе наблюдалась нехватка ингредиентов, что объясняет нерегулярность поставок на наш рынок некоторых препаратов. 

Прекращения поставок зарубежных лекарств опасаться не стоит. Для этого пока нет предпосылок. У иностранных производителей есть способы вести деятельность на территории нашей страны даже в условиях западных санкций в отношении своих же компаний, осуществляющих бизнес в РФ. Один из них — передача функций дистрибьюции, транспортно-складской и финансовой логистики агенту или доверенному представителю, будь он российским или зарубежным. Некоторые всемирно известные фармацевтические компании, приостановившие бизнес в России, уже поставляют лекарственные препараты и осуществляют их продвижение через агентов или дистрибьюторов.