Утилизация отходов в Арктике: логистика, барьеры, решения
Артем Харитонов, директор проектов ATK Консалтинг — о мерах, необходимых, чтобы справиться с загрязнением удаленных регионов
Более 7 лет в консалтинге. Является сертифицированным экспертом в области технического обслуживания и ремонта и надежности по программе The Certified Maintenance & Reliability Professional (CMRP)
Более 25 тысяч тонн мусора было вывезено из Арктики за последние десять лет. Это значимый результат, отражающий масштабную работу по очистке территории, где обращение с отходами традиционно сопряжено с трудностями.
Управление отходами само по себе является вызовом, но в удаленных регионах эта задача становится в разы сложнее. Логистика осложняется рядом факторов: высокая стоимость транспортировки, зависимость от погодных условий, ограниченные маршруты и редкие окна навигации, что существенно повышает издержки. В таких условиях даже при наличии ресурсов и техники организация вывоза отходов требует точного планирования и координации.
Даже востребованные отходы в Арктической зоне не имеют экономической привлекательности. Лом металла, используемый в том числе для экспорта, из-за затрат на транспортировку теряет ликвидность. В итоге десятки тысяч тонн лома в виде техники и оборудования, а также менее полезные отходы остаются «запертыми» на Чукотке и в других субъектах.
Чтобы добиться значимого эффекта, важно не только ликвидировать накопленные отходы, но и предотвращать появление новых. Для этого необходимы системные решения на государственном уровне, которые позволят убрать ключевые ограничения заранее, еще до того, как отходы становятся проблемой.
Одно из возможных направлений — введение ограничений на привоз в удаленные регионы материалов, которые невозможно утилизировать на месте. Такой шаг позволит сократить объем отходов, не имеющих перспективы переработки, и снизить нагрузку на существующую инфраструктуру.
Другое решение — развитие локальной переработки. Компактные мини-установки могут обеспечивать обработку отходов прямо в точках их образования. Это уменьшает потребность в транспортировке и снижает общие издержки, делая процесс утилизации более управляемым и предсказуемым. Такие меры особенно важны для территорий с низкой плотностью населения и большой удаленностью от промышленных центров.
Переход к устойчивой системе обращения с отходами требует времени и выстраивания комплексной модели, где учтены логистика, экономика и регуляторные требования. В ближайшие годы этот процесс ускорится. В России запланировано повышение нормативов утилизации: к 2029 году они увеличатся в 2–5 раз в зависимости от видов отходов по сравнению с 2025 годом. Это создает дополнительный стимул для всех участников рынка — регионов, предприятий, операторов — искать новые подходы, развивать перерабатывающие мощности и повышать эффективность работы.
Арктика может стать площадкой для тестирования таких решений. Условия региона позволяют отрабатывать технологии, ориентированные на автономную работу и минимизацию логистических издержек. Сейчас уже есть примеры проработки таких решений. В частности, по программе «Муравьев-Амурский» разрабатываются модульные комплексы для локальной переработки отходов. В перспективе эти практики можно масштабировать и на другие удаленные территории страны, где схожие ограничения.
Следующий шаг — переход от разовых кампаний к устойчивой системе управления отходами. В основе этой системы должны лежать профилактика накопления, локальная переработка и продуманная регуляторная база.