Холодная регенерация дорог по нацпроекту: опыт ЦЕМЕНТУМ под Калугой
Рассказываем про участие ЦЕМЕНТУМ в ремонте социально значимой дороги в Калужской области с применением технологии холодной регенерации полотна
Задача:
Выполнить ремонт 11-километрового участка автомобильной дороги «Полотняный Завод — Дубинино» в Калужской области, вошедший в нацпроект «Безопасные качественные дороги». Сложность была в неоднородности покрытия: на дороге еще с советских времен остались заплатки, асфальтобетон был не на всем протяжении участка.
Причина:
Дробить старое покрытие, вывозить остатки и устраивать новое с нуля на участке вышло бы дорого, а сроки поджимали. Поэтому было принято решение применить технологию холодной регенерации покрытия с использованием материалов и технической поддержки ЦЕМЕНТУМ (ранее — Holcim Россия). Эта технология позволяет использовать почти 100% остатков старого покрытия, закупая меньше щебня и песка.
В 2023 году подошел срок планового ремонта дороги «Полотняный Завод — Товарково — Бели — Дубинино» в Калужской области в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». В соответствии с ведомостью объемов работ подрядчик должен был отремонтировать покрытие, а также провести работы по укреплению обочин, восстановлению водопропускных труб, установке дорожных знаков, замене остановочных павильонов и нанесению разметки. Работы проходили с апреля по октябрь 2023 года.
Работать предстояло в сжатые сроки. Эта дорога — важная транспортная артерия для региона, которая связывает завод, крупные карьеры и местные населенные пункты с социально значимыми объектами: школами, детскими садами, больницами и т. д. Так как по трассе регулярно проезжала груженая заводская техника, полотно нужно было ремонтировать с повышением запаса прочности — при этом учитывая строгие требования к качеству, заложенные в нормы нацпроектов.
Как мы ремонтировали дорогу по частям
Из-за близости социальных объектов движение нельзя было останавливать полностью: проезды к школам и больницам должны были остаться открытыми, на завод продолжали ездить грузовики. Поэтому традиционные методы ремонта — разобрать и вывезти старое покрытие, привезти на объект щебень и песок и выложить асфальт заново, перекрыв дорогу — здесь бы не сработали.
Чтобы решить эту проблему, ЦЕМЕНТУМ консультировал подрядчиков по применению технологии холодной регенерации дорожных одежд: она удобнее с точки зрения логистики и сметной стоимости. Вместо того, чтобы дробить полотно и класть его заново, был отфрезерован старый асфальт с получением асфальтогранулята прямо на участке и использован в составе асфальтогранулобетонных (АГБС) или холодных органоминеральных смесей (ХОМС). Далее специалисты ЦЕМЕНТУМ участвовали в процессе устройства нового покрытия из получившихся смесей с применением специальных комплексных минеральных вяжущих.
Выбор технологии оправдал себя: в отличие от «классических» методов, работать можно было только на одной полосе — а вторую оставить открытой для проезда. Так решилась проблема доступа к социальным объектам: дорогу не пришлось полностью перекрывать.
Как разрабатывали индивидуальные составы
Здесь встала другая сложность: покрытие старой дороги было неоднородным. На некоторых участках оставались «заплатки» еще с советских времен, присутствовали ямы и выбоины, состав асфальтобетона отличался.
Чтобы новое покрытие получилось однородным, нужно было разработать универсальный состав смеси, который бы сгладил различия в составе вторсырья из старого полотна. Для этого в лаборатории ЦЕМЕНТУМ разработали индивидуальные рецептуры АГБС и ХОМС на основе комплексного минерального вяжущего (КМВ) собственной марки DOROMIX.
Специалисты лаборатории выехали на участок до начала работ для отбора образцов измельченного покрытия для разработки состава смесей, который протестировали на пробных участках. После проведения работ на пробном участке специалисты ЦЕМЕНТУМ провели штамповые испытания слоя: определили модули упругости статическим штампом, по их результатам дополнительно оптимизировали рецептуру.
Когда финальный рецепт смесей был готов, старые слои покрытия из асфальтобетона фрезеровали и одновременно перемешивали прямо на дороге в ресайклере, добавляя КМВ DOROMIX, воду, битумную эмульсию и скелетные каменные материалы. Это позволило сократить сметную стоимость и сроки ремонта дороги, ведь подрядчику не нужно было тратиться на вывоз остатков старого покрытия и закупку многих материалов.
Как мы сопровождали проект
Но недостаточно просто привезти КМВ на объект, даже если состав подобран в лаборатории и соответствует нормативам. Роль поставщиков цемента и сырьевых материалов меняется: самые современные компании переходят на сервисный подход и предоставляют сопровождение проектов. Наконец, от объекта к объекту разнится состав исходного материала и условий работы: как было показано выше, на описанной дороге отличался даже состав старого покрытия.
Чтобы устранить вариативность составов и обеспечить стабильность качества, команда ЦЕМЕНТУМ предприняла несколько шагов: специалисты проводили отбор проб асфальтогранулята, чтобы подобрать состав смеси в лаборатории; рассчитывали нужный модуль упругости на поверхности слоя покрытия; консультировали подрядчика на этапе пуско-наладочных работ на объекте.
После завершения работ по устройству слоя покрытия по технологии холодной регенерации и достижения промежуточного возраста конструктива, представители ЦЕМЕНТУМ провели приемо-сдаточные испытания. На них мы в присутствии заказчика и подрядчика выполняли штамповые испытания конструктива статистическим нагружением, а также отбирали керны для дальнейших испытаний. Качество и сроки работ полностью устроили приемочную комиссию, а дефектов на поверхности покрытия автомобильной дороги (трещин и сеток трещин, просадок и т. п.) по итогам осмотра выявлено не было.
Что рассказали о работах наши специалисты
«Проект в Калужской области стал примером того, как можно эффективно применять современные технологии при ремонте дорог. Совместно с подрядчиком мы регенерировали покрытие и задали ему запас прочности на долгие годы вперед: классическим способом без применения холодной регенерации те же работы оказались бы существенно дороже», — рассказывает Михаил Шестаков, инженер технической поддержки проектов ЦЕМЕНТУМ.
«ЦЕМЕНТУМ уже давно не ограничивается ролью простого поставщика цемента, смесей и материалов: мы предоставляем клиентам сервисы. Помогаем подобрать составы, делимся экспертизой, проводим приемку, консультируем сотрудников подрядчика. Благодаря проектному подходу мы встраиваемся в сроки и синхронизируем ход работ на объекте с периодичностью поставок, на что получаем от клиентов отличную обратную связь», — объясняет Дмитрий Воробьев, менеджер по продукции ЦЕМЕНТУМ.
Выбор в пользу технологии холодной регенерации себя оправдал: приемка показала, что ремонт выполнен качественно, а сметная стоимость по сравнению со стандартными решениями снизилась. Удалось обеспечить движение по дороге без перекрытия всех полос на время ремонта, сократился объем работ по демонтажу и утилизации существующего покрытия и закупке инертных материалов. Качество работ полностью соответствовало требованиям нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в регионе.