Кто и почему размещает закупки на закрытых площадках
Эксперт Михаил Зубков рассказывает об особенностях закрытых площадок: АСТ ГОЗ, ETPRF.RU, ЭТП ГПБ ETPGPB.RU, а также об их отличиях, преимуществах и нюансах
Имеет опыт работы по 44, 223-ФЗ и коммерческим закупкам, консультирует по опыту для тендеров и работе на закрытых площадках, также успешно курирует направление с ФАС
В последние годы нарастает акцент на важность понимания тонкостей и подробностей, связанных с оформлением и последующей подачей заявок на закрытых электронных площадках, которые являются ключевыми компонентами для проведения электронных аукционов и тендеров. Это особенно актуально в условиях стремительно развивающегося рынка государственных и корпоративных закупок и появления все более интегрированных систем вроде АСТ-ГОЗ (Автоматизированная система торгов «Государственный Оборонный Заказ»). Эти платформы являются центральными посредниками между поставщиками и заказчиками в рамках реализации государственных оборонных программ и проектов.
Если ранее для проведения закрытых электронных процедур была только одна специализированная электронная торговая площадка ООО «АСТ-ГОЗ», то с 25.08.2023 перечень специализированных электронных площадок для проведения закрытых электронных процедур расширен, согласно Распоряжению Правительствa РФ № 3574-р от 23.11.2022. Минфин России и ФAС России зaключили соглашение с ООО «Электронная торговая площадкa ГПБ» и ООО «ЭТП» о нaчале их функционирования и праве проводить в электронной форме закрытые конкурентные госзакупки и закупки госкомпаний (Письмо Минфина России № 24-03-05/81108 от 25.08.2023).
Когда речь заходит о подготовке к подаче предложений на таких площадках, необходимо уделить самое серьезное внимание тому, чтобы документация компании была безупречной и полностью соответствовала всем предъявляемым критериям и требованиям заказчика — от правильной классификации товаров и услуг до предоставления всех необходимых лицензий, сертификатов качества и других разрешительных документов. Кроме того, участие в таких торгах предусматривает наличие у предприятия определенного уровня квалификации, а также финансовых и производственных ресурсов, которые предприятие должно подтверждать в ходе регистрации на площадке.
Регистрационный процесс может включать не только представление документальных подтверждений деловой репутации и технических возможностей организации, но и заключение договора об оказании услуг с оператором данной площадки. На примере системы АСТ-ГОЗ, это дает право компании получить доступ к специализированным закупкам в области оборонной промышленности, где к отбору поставщиков предъявляются особенно высокие стандарты.
Чем закрытые закупки отличаются от закупок, размещаемых на общедоступных площадках
Закрытые закупки по 44‑ФЗ проводят не только в электронном виде, но и в бумажном (ч. 11 ст. 24 44‑ФЗ, Распоряжение Правительства от 30.10.2021 № 3095‑р):
Закрытые закупки проводятся в случае:
- закупочная документация содержат секретную информацию (гостайну);
- заказчик — силовое ведомство (Росгвардия, Минобороны и пр.);
- предмет закупки — охранa, страхование, перевозкa госценностей; обеспечение деятельности ФССП и судов; поставка вооружения, предмет, связанный с космической сферой.
Заказчики по 223‑ФЗ имеют возможность проводить закрытые тендеры в электронной и бумажной форме:
- если заказ содержит гостайну;
- предмет закупки — поставка и обслуживание вооружения, заказ на разработку космической техники;
- есть решение правительства.
Порядок проведения закрытых закупок
Закрытый аукцион в электронном виде
Закрытый аукцион проводят электронно без публикации документов в ЕИС или на бумажном носителе. В ЕИС публикуют только извещение, если предмет закупки не секретен. Если предмет закупки содержит государственную тайну, то публикация в ЕИС не проводится.
Для проведения электронных закрытых аукционов используются специализированные электронные площадки. В этом случае заказчик размещает извещение о закупке в электронном виде. Вот как происходит предоставление аукционной документации участникам:
Электронная торговая площадка (ЭТП) направляет аккредитованным участникам приглашение к участию в закупке в течение 1 рабочего дня с момента размещения приглашения заказчиком, либо вы можете сами произвести поиск на электронной площадке. Важно понимать, что в случае работы с закрытыми площадками, невозможно произвести поиск с помощью каких-либо агрегатирован по поиску закупок. Поиск закупок проводится исключительно на закрытой ЭТП.
Участники направляют запрос на предоставление документации о закупке в ЭТП в срок — не позднее 3 рабочих дней. Как правило, запрос обрабатывается моментально, и участник может скачать и ознакомиться с документацией.
Закрытый аукцион на бумаге
- Этап 1. Рaссылка приглашений на участие в тендере. Срок отправки приглашений — не более 180 дней со дня принятия решения о согласовании проведения закупки с ФАС и не позднее чем за 7 рабочих дней до завершения приема заявок.
- Этап 2. Предоставление потенциальным поставщикам документации о закупке. Для этого участнику необходимо направить заказчику запрос. Срок ознакомления — не более 2 рабочих дней с момента получения запроса, если он был получен не позднее 4 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок. Заказчик может установить плату за ознакомление с материалами.
- Этап 3. Подача заявки на участие в закупке в соответствии с требованиями заказчика в любой день до окончания срока подачи предложений, который установлен в документах тендера.
- Этап 4. Рассмотрение заявок. Срок — не позднее 10 рабочих дней после завершения приема предложений и не позже даты окончания срока рассмотрения. По итогам рассмотрения заявок составляют протокол и сообщают о результатах участникам закупки.
- Этап 5. Торги. Поставщики делают ставки в режиме реального времени, используя карточки. Представители компаний, присутствующие на аукционе, обязательно должны быть зарегистрированы. Аукцион ведет один из членов комиссии заказчика. Снижение ставок начинается с 5%. Если предложений нет, шаг аукциона снижается на 0,5%. Запрещено снижать шаг аукциона на сумму меньше 0,5%. Торги завершаются, когда участники перестают делать ставки.
- Этап 6. Объявление итогов. Срок: не позже 1 рабочего дня после окончания торгов и не позже указанной в приглашении даты подведения итогов. Один экземпляр протокола направляется в ФАС, а уведомления об итогах тендера — участникам.
Примерно тот же порядок с остальными видами процедур (закрытый запрос котировок, закрытый конкурс и т.д).
Ниже разберем, на каких площадках размещаются подобные закупки, какие сложности вас ожидают при регистрации, плюсы и минусы этих площадок.
Начнем с того, что для аккредитации на одной из этих трех площадок потребуется регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и разместиться в единой системе участников закупок (ЕРУЗ). После этого можно переходить к следующему этапу.
АСТ ГОЗ
На наш взгляд самая требовательная площадка в плане трудозатрат для аккредитации. Весь процесс состоит из нескольких этапов:
- Потенциальный участник направляет запрос оператору ЭТП запрос на подключение к защищенной сети ViPNet.. Срок обработки запроса — до 3 рабочих дней.
- Оператор площадки рассматривает запрос и направляет в личный кабинет участника счет на оплату комплекта программного обеспечения ViPNet.
- Оператор формирует комплект ПО ViPNet и наборы ключей шифрования и направляет участнику в личный кабинет, откуда их можно скачать.
- Участник самостоятельно настраивает рабочее место и производит установку ПО ViPNet Client и дистрибутив ключей. После этого участник может попасть в закрытую часть площадки и вся работа будет происходить именно там. Всю настройку и установку ПО крайне рекомендуется производить, используя инструкцию, размещенную на самой площадке.
- Участник подает заявку на аккредитацию, предоставляя обычный для юрлица пакет документов.
- Площадка рассматривает заявку и выносит решение. Срок рассмотрения для 44-ФЗ — до 5 рабочих дней, для 223-ФЗ — до 3 дней.
Итого регистрация занимает примерно 10 дней, при условии, что участник закупки будет своевременно производить все действия, необходимых с его стороны. Также на площадке присутствует платная услуга по ускоренной регистрации.
Также хочется добавить, что программное обеспечение для данной площадки платное (около 10 тыс.р.) и установить его можно только на одно рабочее место. Также ПО «любит» конфликтовать с другими программами, необходимых для полноценной работы компьютера с закупками, например, Крипто Про.
Плюсы: большая часть закрытых процедур размещается на этой площадке. Но так как появилась конкуренция ввиду появления новых закрытых площадок, эта тенденция может измениться.
Минусы: очень долгая аккредитация; «кривое» и платное ПО; необходимость наличия отдельного компьютера для работы с площадкой.
ETPRF.RU
Самая простая для аккредитации и освоения закрытая электронная площадка. Для успешной регистрации на площадке достаточно направить оператору площадки комплект внутренних нормативных документов (ВНД, приказ, акт, журнал учета СКЗИ, справки и др.). После этого в течение 5 рабочих дней оператор предоставляет вам доступ к закрытой части площадки (по факту аккредитации занимает не более 1 раб. Дня).
Плюсы: быстрая аккредитация на площадке; не нужно устанавливать специализированное ПО; нет необходимости приобретать отдельное рабочее место для работы на площадке.
Минусы: Довольно небольшой объем размещаемых закупок.
ЭТП ГПБ ETPGPB.RU
Аккредитация на данной площадке схожа с АСТ-ГОЗ. Интересующий наш раздел называется Закупки.Стратег. Для начала работы нам необходимо аккредитоваться, для этого нужно направить пакет документов и оплатить ПО Континнент АП (аналог VipNet), которое необходимо установить, оформить пакет документов на АРМ и только после этого направить комплект документов для аккредитации (дежавю с АСТ ГОЗ). После подтверждения аккредитации мы получаем доступ к закрытым процедурам.
Хочется обратить внимание на огромный нюанс. ПО площадки ЭТП ГПБ ETPGPB.RU не совместимо с ПО площадки АСТ-ГОЗ. Поэтому, если вы собираетесь работать на этих двух площадках, то запаситесь двумя компьютерами.
В конце хочется добавить, что эта статья не помогает определиться на какой именно площадке вам проходить аккредитацию. Важно понимать, что это не Вы выбираете площадку, где будет проходить закупка, а Заказчик. Следовательно, лучше потратить немного времени и сил на аккредитацию, но в будущем быть спокойным, что какая-то размещенная закупка не пройдет мимо вас.