Как развивается деловой туризм на Севере
Мария Амелина от лица «Агентства развития Мончегорска» рассказала, какие возможности открываются для Севера на рынке делового туризма
Куратор проектов инвестиционного портфеля Мончегорска, Академии Грантов для предпринимателей, Академии Сервиса для отелей и координатор туристическо-рекреационного кластера Мончегорска
По данным BusinesStat, в 2023 году количество деловых поездок в России выросло на 21% по сравнению с 2022 годом и достигло 21 млн. Это может быть связано с тем, что в последние годы в регионах России начали запускаться крупные индустриальные проекты. Например, рост делового турпотока в Мурманской области можно объяснить созданием Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) от НОВАТЭК, проекта «Лавна» по перегрузки угля, а также анонсом совместного начинания «Росатома» и «Норникеля» по использованию крупнейшего в России месторождения лития Колмозерское в Мурманской области. Эти инициативы привлекают в регион лучших ученых, инженеров и других специалистов.
Кроме того, география городов, в которых организуются различные деловые мероприятия, значительно расширилась. Если раньше все было централизованно, и конференции проводились в Москве или Санкт-Петербурге, то сейчас часто мероприятия проходят в регионах России (в Сочи, в Минеральных Водах, в Сибири, на Дальнем Востоке и так далее), что положительно сказывается на развитии инфраструктуры этих территорий. В ближайшие 5-10 лет будут востребованы гостиницы с бизнес-залами, апарт-отели и другие средства коллективного размещения.
Расширяет географию делового туризма и новые стратегии девелоперских компаний, обусловленные концентрацией на региональном развитии. Санкции также отразились и на стратегиях девелоперов. Еще раньше моногорода были интересны для бизнес-туристов только в контексте работы с градообразующими предприятиями, то сейчас многие из них, включая Мончегорск, становятся интересны для обычных путешественников. Растущий турпоток приковывает к перспективным моногородам взгляды предприниматели, которые в рамках бизнес-туров и конференций посещают малые города для оценки инвестиционного потенциала строительства гостиниц и турбаз.
Наблюдается тренд на посещение деловых мероприятий в очном формате. Данная тенденция обусловлена усталостью от вынужденной удаленной работы и ограниченного взаимодействия в период пандемии. Также опыт показывает, что некоторые деловые вопросы, например, заключение инвестиционных договоров, требуют личного присутствия участников. Рутинные рабочие процессы могут быть эффективно решены в онлайн-формате, однако ключевые моменты, требующие межличностного взаимодействия и доверия, нуждаются в очном общении.
В настоящее время наблюдается тенденция на нетворкинг, предполагающий налаживание личных контактов и развитие деловых связей, что также стимулирует рост делового туризма.
Меняются не только направления делового туризма, но и форматы мероприятий. Участники форумов и конференций хотят эмоций и впечатлений. Организаторы деловых поездок стараются включать в программу активности развлекательного характера, чтобы задействовать все органы чувств гостей и произвести на них сильное впечатление.
Например, Агентство развития Мончегорска для своих гостей организует прогулки на драккарах, угощает ухой и травяными чаями в лучших традициях северной культуры.