Паника на рынке российских грузоперевозок
Недавняя атака на порт Новороссийск привела к панике на рынке российских грузоперевозок
Профессия, вид деятельности: Внешнеэкономическая деятельность, логистика, таможенное оформление, стратегическое развитие компании. Образование: Высшее — юридическое; Повышение квалификации. в области таможенного дела• МВА Стратегический менеджмент
В настоящий момент эксперты оценивают ущерб от инцидента в 50—90 ты. тонн, что сопоставимо с несколькими % российского экспорта зерна в июне, однако многие участники внешней торговли начали всерьез задумываться о том, что ждет всю российскую логистику в ближайшем будущем.
Первостепенной реакцией рынка на событие ожидаемо стал молниеносный рост фьючерсов на пшеницу, который наблюдался на Чикагской бирже и составил целых 4% . (А это хоть и много, но не критично, ведь после разрыва «зерновой сделки» в июле сентябрьские фьючерсы достигали $770, а в начале августа опять возвращались на уровень $650, и это несмотря на реальное снижение предложения). Приостановленное в это время движение судов, однако, достаточно быстро было восстановлено, да и пострадавший порт далеко не самый крупный в стране — другой инфраструктуры хватает.
Сейчас, к счастью, средние показатели стоимости зерновых перестали более-менее зафиксировались и остаются достаточно низкими, т.к. предложения на рынке достаточно, даже с учетом сокращенного украинского экспорта.
Тем не менее, произошедший инцидент и очевидная реакция рынка наглядно демонстрируют возможные последствия от полноценной военной эскалации в Черном море. Симбиоз из объективных и спекулятивных факторов влияния на ценообразование приведет к колоссальному росту цен, и, вероятно, их удержанию уже надолго.
В отношении пшеницы и нефти негативные последствия затронут как продавцов, так и покупателей, особенно при сопутствующем сокращении добычи от ОПЕК+, разрыве «зерновой сделки», европейской засухе и вероятной отмене импортной пошлины на пшеницу от Индии.
Кроме того, важно понимать, что при повторении подобных инцидентов Турция поднимет стоимость страхования судов и паромов, что перекроет со страной морской и мультимодальный логистические маршруты. Тогда под вопросом будут еще и перевозки из других стран, а том числе из Индии и некоторой части Африки, поскольку порт Новороссийск—единственный ближайший для них порт для поставки своей продукции на рынок. Для России же Новороссийск не только самый крупный порт, грузооборот которого по прошлогодним данным составил порядка 147,4 млн. тонн., но еще и второй в стране по контейнерообороту — его среднемесячная мощность составляет порядка 87,8 тыс. ДФЭ. В части того же зерна, например, через Новороссийск в сезоне 2021-2022 прошло 14,7 млн тонн, что больше трети от всего объема экспорта, а нефти там было перевалено на 58,7 млн тонн.
Для России, как экспортера, сложившаяся сейчас ситуация не сулит ничего хорошего, ведь безусловно выгодный нам рост цен невозможен в условиях перекрытых каналов поставок. Как следствие, остается надеяться на то, что эскалации удастся избежать, а еще работать над тем, чтобы Новороссийск был для страны не единственным «каналом коммуникации» с нашими «соседями» на этом направлении. А для этого нам хорошо бы сфокусироваться на развитии альтернативных логистических маршрутов, таких как «Север — Юг», который позволяет экспортировать в Иран, Индию, Африку и АТР.