Как защитить свои курсы и тренинги от плагиата
Эксперт компании Brandside рассказывает, легко ли обезопасить свой бизнес-продукт (тренинг или курс) от копирования и незаконного использования другими людьми
Эксперт в области защиты интеллектуальной собственности патентного бюро «Брендсайд»
Конечно, обидно, когда кто-то копирует ваши материалы. Но даже опытные продюсеры часто не понимают, как действительно работает защита объектов интеллектуальной собственности.
Вот несколько причин, почему защита материалов может быть проблематичной:
1. Ограничения у авторских прав: вы не можете защитить свои тексты, ментальные карты или презентации, так как идеи, методология и смыслы не могут быть привязаны к конкретному автору. Согласно Гражданскому кодексу, можно даже полностью копировать ваши материалы в образовательных целях. Независимо от того, продаете вы их или нет, их можно цитировать.
Единственный вариант: зарегистрируйте товарный знак, чтобы иметь возможность предъявить претензии при копировании материалов с вашим товарным знаком на картинках и слайдах и потребовать их удаления.
2. Защита видео и музыки: здесь история следующая: если кто-то взял ваш ролик и записал его со своим лицом, это уже считается новым объектом интеллектуальной собственности. Если кто-то залил ваш курс с вашими видео, звуком и графикой на площадку, например, на складчине, вы можете использовать товарный знак для удаления таких материалов, но это максимум. Требование компенсации и возмещения ущерба, скорее всего, результата не даст.
3. Переписка в мессенджерах: это сложный вопрос. Суды предпочитают переписку по электронной почте, но все доказательства требуют нотариального заверения (скриншоты платформы, снимки электронных писем, каждый украденный видеофайл).
Даже если вы все заверили, но ваши материалы были украдены, расходы на судебные прения и заверения у нотариуса выйдут в 500-900 тысяч руб. Конечно, ответчика обяжут вернуть расходы на юристов, но длиться это может год и более, а результат никто гарантировать не будет.