Как Казахстан строит цифровую экономику
Николай Петровнин, операционный директор компании Fast River, рассказал, как происходит переход Казахстана к цифровой экономике и в чем на него стоит равняться
Эксперт в сфере логистики и цифровизации бизнес-процессов с многолетнем опытом работы в фудтехе и финтехе
В 2023 году Казахстан стал лидером Центральной Азии по росту ИТ-индустрии, а также занимает высокие строчки в глобальных рейтингах благодаря развитию электронного правительства и онлайн-сервисов. Несмотря на сохраняющийся дефицит кадров, Казахстан уверенно идет к цели стать цифровым хабом Центральной Азии. По скорости развития цифровизации он занимает 20 место среди 90 стран, попавших в рейтинг Digital Intelligence Index.
Как цифровизируется Казахстан
В 2017 году в Казахстане появилась национальная стратегия «Цифровой Казахстан», которая призвана ускорить экономическое развитие государства, повысить качество жизни населения и сформировать условия для перехода к цифровой экономике. Эта стратегия задала вектор, по которому страна сегодня активно движется.
Казахстан одним из первых среди стран бывшего СССР начал развивать систему электронного правительства (eGov) и добился в этом направлении огромных успехов: в 2022 году Казахстан поднялся на 28 место в рейтинге уровня развития электронного правительства, составленном ООН. В 2018 году страна находилась на 39 месте.
Для реализации национальной стратегии Казахстан выстраивает новую архитектуру цифрового правительства, создает Центр цифровой трансформации, который переводит бизнес-процессы госорганов в электронный вид. Также в Казахстане работает крупнейший международный технопарк для ИТ-стартапов — Astana Hub.
Благодаря реализованным государственным инициативам, на начало 2024 года жителям страны стали доступны в онлайн-формате уже 92% всех существующих госуслуг, 85% можно получить с мобильного телефона. Среди новых опций, появившихся в 2023 году — покупка и продажа недвижимости, оформление ипотеки. При этом в госструктурах видят и экономический эффект от цифровизации: бесшовная интеграция информационных систем ЦОН и МВД почти в 9 раз увеличила сумму сборов.
Среди социальных государственных инициатив также стоит отметить запуск единой цифровой платформы для библиотек в 2024 году — жители Казахстана смогут получить электронный читательский билет, дающий доступ во все более чем 11 тыс. библиотек страны.
Более глобальные инициативы — запланированное создание единой информационной системы водных ресурсов для контроля за их использованием и распределением, разработка системы электронного судьи, пилотирование Единой базы учета очередности в детские сады, позволяющей семьям выбирать до 4 детсадов и ожидать места в них.
Помимо этого Казахстан делает большой акцент на развитие финтеха. По данным Нацбанка, в стране растет число безналичных транзакций. А по данным Datareportal, почти каждый второй житель Казахстана делает переводы денег со смартфона, пользуется мобильной оплатой счетов. У 60% жителей Казахстана есть дебетовые карты, 67% совершают онлайн-платежи, 38% — делают покупки в интернете.
Все это — хорошая почва для реализации цифровых финансовых инициатив для населения. Например, для появления первого в Казахстане мобильного необанка Simply: это произошло в 2021 году. Или для запуска цифрового тенге, что официально случилось в конце 2023 года. Кроме того, Казахстан предлагает массу цифровых сервисов для МСБ, внедряет госуслуги в банковские сервисы, а также развивает криптовалюту.
Одним из вызовов для цифрового развития Казахстана остается вопрос кибербезопасности. Для его решения в 2024 году Министерство цифрового развития инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП) планирует внести несколько поправок в законодательство.
В их числе — трехкратное увеличение штрафов за нарушение информационной безопасности, введение обязательного киберстрахования для компаний с «приличным объемом цифровых данных», установление сумм, которые компании должны тратить на кибербезопасность, — на уровне 10-15% от ИТ-бюджета.
Другой вызов — нехватка квалифицированных кадров, с чем сегодня сталкиваются многие страны. Для преодоления этого барьера в Казахстане наращивают объемы подготовки ИТ-специалистов, и не только в университетах, но и в технологических академиях, в специализированных школах по программе Tech Orda — это бесплатные курсы для казахстанцев в возрасте 18-45 лет.
Цифровая трансформация бизнеса
Новые технологии и ИТ-решения в Казахстане внедряются не только на уровне государства, но и на уровне бизнеса. Растет количество компаний, которые проводят цифровизацию в разных направлениях своей деятельности. Бизнес активно пользуется облачными сервисами и коммерческими ЦОД, и количество компаний, заинтересованных в таких инфраструктурных решениях, растет — вместе с расходами на эту инфраструктуру.
В крупных агропромышленных комплексах внедряют технологии автоматизированного кормления животных и роботизированной дойки. В промышленном секторе также развивается автоматизация процессов. Так в «КазМунайГаз» новые технологии снижают риски аварий и траты на ремонт, помогают наращивать объемы переработки нефти.
Но одно из самых значимых цифровых решений для компании — это аналитическая система ABAI, которая объединяет данные по разведке и добыче, проводит автоматическую их обработку анализ и мгновенную визуализацию. В перспективе ABAI может стать отраслевым стандартом и снизить операционные затраты в производстве на 2-3%.
В числе представителей бизнеса, занимающихся цифровой трансформацией, также стоит выделить «Казпочту». Она начала внедрять технологии еще в 2014 году, модернизируя как внутренние процессы, так и внешние, касающиеся взаимодействия с клиентами. В 2022 году «Казпочта» начала использовать цифровые удостоверения личности граждан при приеме и отправке посылок, чтобы снизить траты на бумагу и улучшить клиентский сервис.
А в 2023 году у «Казпочты» даже появилось свое инновационное подразделение — Qazpost Digital. Оно занимается улучшением ИТ-инфраструктуры и запуском новых проектов, причем не только для почты, но и для логистики в целом.
Внедряются технологии и в «КТЖ» — «Казахстанских железных дорогах». И речь не только о клиентском сервисе для пассажиров, но и о железнодорожных грузоперевозках. Реализована безбумажная технология оформления перевозочных документов, что упростило бизнес-процессы. Теперь согласование заявок занимает 5 минут вместо 11 часов, а срок подачи заявок — 1 час вместо 2 дней. Кроме этого благодаря технологиям улучшено взаимодействие с перевозчиками других стран.
Еще в числе компаний Казахстана, которые активно занимаются цифровизацией, — Sulpak: крупный дистрибьютор техники и электроники. В компании давно оцифрованы все процессы, и большое внимание уделено оптимизации и автоматизации логистики. В 2023 году Sulpak ежедневно обрабатывал около 3 тыс. кубов груза на прием и выдачу, и эффективно работать с такими объемами без технологий было бы невозможно.
На рынке FMCG Казахстана выделяется компания RG Brands, являющаяся официальным партнером PepsiСo International на территориях Казахстана и Кыргызстана. Компания имеет 3 производственные площадки общей мощностью 1 миллиард литров в год и доставляет продукцию на рынки разных стран, в том числе в Россию, поэтому достаточно давно начала оцифровывать свой бизнес.
Активно развивают цифровизацию и в компании «Прима Дистрибьюшн», которая занимается дистрибуцией товаров народного потребления — например, привозит в Казахстан продукцию Bonduelle. За несколько месяцев компании удалось повысить свою экономическую эффективность на 10% благодаря автоматизации бизнес-процессов.
Цифровизация Казахстана и цифровизация России
И Россия, и Казахстан поставили перед собой схожую цель — активное цифровое развитие, переход к цифровой экономике, и это поддерживается на государственном уровне национальными проектами и стратегиями, активными инвестициями в новые технологии. На уровне государства движение к Индустрии 4.0 или четвертой промышленной революции в обеих странах схожее.
Однако Казахстан обходит Россию по уровню развития электронного правительства, если отталкиваться от рейтинга ООН. В 2022 году Казахстан занял в этом рейтинге 28 место, а Россия — 42 место. При этом в последние годы Казахстан улучшает свои позиции. Но здесь стоит отметить, что в Казахстане портал госуслуг eGov появился раньше, чем в России.
По развитию и проникновению финтеха, который и в России, и в Казахстане находится на высоком уровне, страны сравнивать труднее. В 2019 году EY ставили Россию в топ-3 стран по уровню проникновения финтех-услуг, и более свежих данных не было. В то же время Казахстан — главный финтех-хаб СНГ.
Более заметны различия в цифровизации двух стран на уровне бизнеса. Компании Казахстана — и крупные, и средние, и малые — более активно подходят к вопросам цифровой трансформации, оптимизации бизнес-процессов, производства.
В России больше интереса к цифровизации проявляют крупные компании. И далеко не во всех сферах. Телеком и банковский сектор довольно легко стали внедрять технологии, а после пандемии к ним пришел и ретейл. В положительном ключе можно выделить также крупные промышленные предприятия, которые сейчас регулярно сообщают о внедрении новых решений автоматизации, роботизации и других технологий. По данным «Магистрали», ИТ-платформы для дальнобойщиков и владельцев грузов, более 40% заводов и предприятий России заинтересованы в цифровизации, которая должна помочь им снизить расходы.
В остальных сферах цифровое развитие менее стабильное и равномерное. Отчасти это может быть связано с тем, что промышленность очень наглядно видит пользу внедрения технологий. Автоматизированный контроль за производством уменьшает число несчастных случаев, а они опасны не только финансовыми убытками, но и потерей жизней сотрудников. Роботизация производственных процессов позволяет снизить человеческий фактор и увеличить объемы выработки, что напрямую влияет на выручку. И это только часть очевидных преимуществ.
У бизнеса в других сферах преимущества от цифровизации могут быть менее наглядными или проявляющимися на долгой дистанции. Например, компания автоматизирует логистические процессы и теперь может легко контролировать движение груза. Но если она не сталкивалась с задержками, потерей, подменой и другими проблемами регулярно, она не увидит эффект моментально. Потребуется время, чтобы оценить преимущества автоматизации. По данным «Магистрали», цифровизация поможет заводам и предприятиям повысить свою экономическую эффективность от 8 до 16%.
Отсутствие быстрых результатов, особенно выраженных в деньгах, — достаточно сильный аргумент против внедрения новых технологий. И чем дороже то или иное ИТ-решение и его интеграция в процессы бизнеса, тем дольше бизнес будет раздумывать, нужно ли ему цифровизироваться. При этом на российском рынке есть платформы и сервисы, которые уже сейчас оцифруют компанию за доступные для малого и среднего бизнеса деньги.
В то же время, у России огромные возможности для цифрового развития. Во-первых, благодаря сильной системе образования, обеспечивающей стабильный поток квалифицированных кадров — в том числе в ИТ. Во-вторых, благодаря более долгой истории развития ИТ-индустрии, что сформировало качественную инфраструктуру. Рельсы для запуска технологий есть. Сейчас главное — готовность и желание бизнеса встать на эти рельсы.