HeadExpert 30 июня 2023

HeadExpert о будущем e-commerce: взрывной рост, ИИ и команды для развития

Ведущие игроки рынка e-commerce встретились на бизнес-завтраке от HeadExpert и Avito, чтобы обсудить тренды и сверить ожидания

Каждую третью покупку россияне уже в 2027 году будут совершать онлайн, рынок e-commerce вырастет втрое, без искусственного интеллекта не обойтись, а компаниям отрасли нужны будут «команды роста». Такие прогнозы развития интернет-торговли дали участники бизнес-завтрака, который провел HeadExpert совместно с Avito. 

Ведущие игроки рынка встретились 23 июня, чтобы поговорить о трендах и сверить ожидания. Модератором встречи выступил Евгений Щепелин, эксперт по e-commerce, экс-управляющий директор ПАО Сбербанк и председатель совета директоров СберМегаМаркет. В прогнозах относительно неизбежного роста e-commerce в ближайшие годы участники бизнес-завтрака оказались единодушны.

Заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев отметил, что проникновение онлайн-коммерции в российский ритейл планомерно растет: по итогам 2022 года доля онлайна превысила 13%, а к 2027 году может достичь 32%, по прогнозам Infoline. Иными словами, рынок имеет большой потенциал для дальнейшего роста. Динамика будет зависеть от ряда факторов, в том числе от уровня доходов населения и подхода к государственному регулированию. Одним из ключевых факторов развития рынка также продолжит быть технологическая инфраструктура, а потенциально важным инструментом становится машинное обучение, используемое в разных направлениях: от поисковых и рекомендательных систем до логистики. 

С ним согласен коммерческий директор Авито Сергей Бугорский. На встрече он рассказал, что технологии искусственного интеллекта уже внедрены на всем пути пользователя. «Предпринимателям для запуска продаж наиболее востребованных товаров или услуг доступна аналитика спроса. А для их продвижения — автостратегия. Система анализирует большие данные в категории и строит автоматическую стратегию, индивидуальную для каждого клиента. Алгоритмы дают прогноз просмотров и рекомендуют оптимальный бюджет, а далее автоматически распределяют его по наиболее эффективным объявлениям, определяют оптимальный набор услуг продвижения и запускают их в лучший момент», — поделился Сергей Бугорский. 

Перспективным направлением для индустрии искусственный интеллект называют и в Lamoda. «Конечно, много усилий мы направляем на развитие технологий и инструментов. Это персонализация предложения и каталога, использование ИИ и машинного обучения, которые качественно улучшают и трансформируют опыт взаимодействия с платформой как клиента, так и бренда», — рассказала управляющий коммерческий директор компании Александра Артюшкина. Она разделяет оптимизм других участников встречи относительно перспектив темпов роста рынка, в том числе, в модной еcom-индустрии, несмотря на изменение ландшафта брендов на российском рынке. Ассортимент выравнивается за счет локальных марок и брендов с новых рынков, пояснила Александра Артюшкина. Она уверена, что произошедшие изменения открыли для всего рынка перспективные ниши, в которых сейчас можно найти точки роста и занять уверенные позиции. Речь, к примеру, о спортивных товарах, аксессуарах, обуви и мужской моде. «Для нас текущая расстановка сил — это также возможность расти еще быстрее, чем раньше и усилиться во многих направлениях, при этом не смещая основной фокус с модного и лайфстайл-ассортимента и представляя на платформе только оригинальные товары брендов. Мы делаем шаги в логичном для нас направлении, — наращивая ассортимент внутри основных категорий (премиум, ресейл, красота, товары для детей и для дома), так и смежных, как, например, лайфстайл-товары, которые могут быть дополнением к основному ассортименту», — рассказала Александра Артюшкина. 

Максим Коваленко, управляющий директор центра развития финансовых технологий АО «Россельхозбанк», руководитель продукта «Свое родное» поделился на бизнес-завтраке своим видением факторов роста для онлайн рынка фермерской продукции. Среди них он назвал обеспечение технологической и операционной инфраструктуры для дистрибуции фермерских продуктов в связи с особым вниманием правительства России к повышению узнаваемости фермерских брендов и расширению каналов продаж, в первую очередь, через сетевых фуд-ритейлеров. Максим Коваленко отметил также изменения, связанные с новыми запросами покупателей: интеллектуальный поиск и рекомендательные механики на всех этапах пользовательского взаимодействия с учетом знания о клиенте и его истории, интеграцию сервиса для заказа в социальных сетях и мессенджерах, создание персонализированных кредитных и платежных продуктов для стимулирования продаж на маркетплейсе через формирование выгодных условий, интеграция в собственные экосистемы с помощью подписочных моделей или расширения программ лояльности для удержания покупателей и повышения их LTV.

Что происходит сейчас и что будет дальше с высокоуровневыми талантами в e-commerce компаниях, рассказал на встрече Александр Абрамкин, управляющий директор HeadExpert (часть Heads Partners). Он отметил, что сегодня большинство игроков на рынке фокусируется на операционной эффективности. Компании укрепляют свои команды руководителями по управлению данными и аналитиками, продуктовыми лидерами. «Однако для будущего роста, помимо продуктовых и аналитических компетенций, управленческим командам в e-commerce нужны будут руководители со стратегическим мышлением, глубоким понимаем российского рынка, а также знанием международных рынков и трансграничных продаж. Развитие новых направлений, таких как, ритейл-медиа и финтех, подтолкнет к созданию в компаниях отдельных «команд роста». Однозначно, в приоритете будут директора по управлению категориями, цепочками поставок, ВЭД и маркетингу», — уверен Александр Абрамкин. 

Подводя итоги обсуждения, Евгений Щепелин отметил общие тенденции, характерные для всех крупных игроков. Все товарные платформы становятся рекламными, среди важных направлений — развитие Ритейл Медиа: у Ozon оно уже дало рекордный результат. «Многие товарные платформы станут финансовыми, — резюмирует Щепелин, — речь идет не только о финансовых инструментах для покупателей (BNPL, бонусы, виртуальные счета) и для продавцов (кредитование под товар, поставку, продажи на других площадках) но и главное: платформы смогут за счет этого найти ликвидность для дальнейшего роста, не привлекая банки». Кроме того, компании будут продолжать инвестировать в генеративный искусственный интеллект. В первую очередь, это коснется контента и работы с UGC (и различных вариаций имитации UGC), дальше затронет клиентский сервис. Среди острых вопросов, по мнению Евгения Щепелина, в ближайшее время останется проблема контрафакта и работа с доверием покупателей. В числе перспектив — шеринг складской инфраструктуры, который пока не в ближайших планах. Но площадки уже сейчас проявляют готовность к внешнему партнерству, которому, в том числе могут поспособствовать такие встречи в экспертном кругу. 

Справка о рынке интернет-торговли в России по итогам 2022 года.

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в прошлом году оборот e-commerce в России вырос почти на 30% год к году и достиг 4,98 трлн рублей.

Доля онлайн-ритейла в общем объеме розничных продаж увеличилась на 2,4%.

Топ-5 покупок в интернете остается неизменным третий год подряд. Речь идет об электронике и бытовой технике (22% в общем объеме продаж), мебели и товарах для дома (18,3%), одежде и обуви (14,5%). Также в топ-5 входят продукты питания (13,2%) и товары для красоты и здоровья (7,7%). На эти товары приходится 75% всех покупок пользователей.

По прогнозам аналитиков АКИТ, оборот интернет-торговли в России в 2023 году может увеличиться на 25-30% и достичь 6,3-6,6 трлн рублей. Доля онлайн-ритейла в общем объеме розничных продаж составит 16%.