Imprice 10 ноября 2025

Динамическое ценообразование в якутской сети «Айгуль» и +10% прибыли

Один из крупнейших локальных ритейлеров Якутии — торговая сеть «Айгуль» — завершила пилотный проект по внедрению системы динамического ценообразования Imprice

Задача и причина

Задача:

  • Укрепить позиции в тесной конкуренции с федеральными сетями, сохранить свою аудиторию и найти точки роста прибыльности. 
  • Задача пилотного проекта: проверить влияние динамического ценообразования с целевыми метриками по приросту валового дохода и выручки.

Причина:

За последние годы конкуренция на рынке Якутии заметно усилилась, поскольку в регион активно выходят федеральные сети. Несмотря на сформированное годами эффективное ценообразование руководство «Айгуль» понимало, что для дальнейшего роста необходимо внедрять более гибкую систему, способную учитывать особенности региона и оперативно реагировать на изменения.

Компания «Айгуль» — одна из крупных ритейлерских сетей на рынке продовольственной торговли Якутии. Сеть берет свое начало в 1993 году и на сегодняшний день насчитывает более 30 магазинов в городах Якутск, Нерюнгри и Алдан.

За последние годы конкуренция на рынке заметно усилилась: в 2024 году в регион вышли федеральные сети. Покупатель становится все более требовательным к уровню цен и наличию нужного ассортимента, а специфика холодных сезонов в регионе требует своевременной реакции на колебания спроса.

Несмотря на уже внедренные инструменты, сформированное годами эффективное ценообразование и частичную автоматизацию, руководство «Айгуль» понимало, что для дальнейшего роста необходимо двигаться к инновациям и внедрять более гибкую систему, способную учитывать особенности региона и оперативно реагировать на изменения. Так родилась идея протестировать систему динамического ценообразования.

Выбор пал на систему Imprice по нескольким причинам: у команды вендора успешный опыт работы с продуктовой розницей, в том числе на локальных рынках, и гибкие алгоритмы платформы, которые позволяют учитывать сложные региональные факторы.

Пилот №1: первый тест и технические выводы

Первый пилот стартовал в апреле 2024 года в одном из магазинов сети. Стояла задача понять, как алгоритмы динамического ценообразования повлияют на продажи, трафик и динамику покупок.

Пилот позволил определить все нюансы и факторы влияния сложных региональных условий, а позитивная динамика выручки, полученная в рамках первого запуска, стала сигналом к расширению эксперимента.

Пилот №2: расширение на несколько городов и углубленная проверка гипотезы

Во втором пилоте, проходившем осенью 2024 года, участвовали уже несколько магазинов сети «Айгуль» в разных городах региона. Для корректного сравнения результата каждому тестовому магазину, ценообразование в котором взяла на себя система Imprice, была подобрана контрольная пара — максимально сопоставимый по формату, трафику, среднему чеку и динамике продаж магазин, где цены оставались под ручным управлением.

Цели и метрики пилотного проекта

  • Рост валовой прибыли пилотной группы на 5% по отношению к контрольной группе при сохранении динамики чеков и выручки.
  • Увеличение маржинальности при сохранении товарооборота и трафика.

Реализованные механики

Для достижения целей пилота и адаптации динамического ценообразования под специфику «Айгуль» командой Imprice было реализовано сразу десять механик:

  1. Кластеризация ассортимента: весь товарный портфель был разделен на корзины с учетом роли товаров (KVI, BackBasket, Longtail).
  2. Автокоррекция под конкурентов: для KVI-товаров применялось конкурентное ценообразование с учетом региональных различий. 
  3. Ценовые эксперименты с зондированием спроса в реальном времени: алгоритмы находили оптимальные цены с учетом роли товаров в ассортименте. Для KVI — максимизация выручки при сохранении динамики продаж в штуках. Для Backbasket — максимизация валовой прибыли.
  4. Расчет базовых цен на основе исторической наценки с учетом промо: система анализировала историю продаж и акций по каждому SKU и формировала устойчивую базовую цену.
  5. Установка матричных цен для редко и плохо продающихся товаров: для товаров с низкой оборачиваемостью, где недостаточно данных для работы ML-алгоритмов, цена рассчитывалась автоматически по матрице наценок.
  6. Оперативный расчет итоговых цен при изменении закупочных цен: система мгновенно пересчитывала розничные цену с учетом нового уровня закупки.
  7. Ценообразование «линеек»: алгоритмы учитывали групповые зависимости и и оптимизировали цены не отдельных SKU, а всей линейки комплексно.
  8. Индивидуальное ценообразование для весовых товаров: для каждой фасовки задавалась своя стратегия с учетом эластичности спроса и остатков.
  9. Интеллектуальная очередь переоценок: система учитывала, сколько ценников магазин может заменить в день, и отдавала приоритет SKU по потенциалу роста прибыли.
  10. Правила волатильности, в том числе для отдельных групп KVI-товаров.
Результат

Результаты пилота по регионам:

  • Алдан
    По результатам пилота тестовый магазин в городе Алдан показал рост валовой прибыли на 9,8%, выручки на 8,6% и количества чеков на 2,7%. Сравнение проводилось с контрольным магазином относительно медианы с начала 24-го года и до старта пилота.

  • Нерюнгри
    Пилотный магазин в городе Нерюнгри также успешно достиг целевых показателей. По сравнению с медианой показал рост валовой прибыли на 10,6% и рост выручки на 9,8% при сохранении динамики по количеству чеков.

Получив положительные результаты в ходе второго пилота, руководство «Айгуль» приняло решение о масштабировании системы Imprice на все магазины сети.

«Проект с сетью »Айгуль« стал для нас ценной возможностью проверить эффективность динамического ценообразования в региональных условиях. Мы глубже изучили особенности локальных рынков и убедились, что адаптация стратегий под местную сезонность и конкурентную среду может дать ощутимый эффект. Этот кейс еще раз подтвердил: отход от прямых механик ценообразования в пользу гибких алгоритмов не только повышает прибыльность, но и делает управление ценами стратегически точным»

Антон Шестаков, руководитель внедрения Imprice.

Присоединяйтесь к компаниям, которые уже делятся новостями бизнеса на РБК КомпанииУзнать больше