Как перейти на ЭДО в сжатые сроки в IT-компании
О работе финансового директора в IT-компании, трансформации всех процессов и внедрении ЭДО, рассказала Елена Свиридова
В 2006 году окончила РЭА имени Г.В. Плеханова. До Платежного сервиса А3 работала главным бухгалтером в ООО «Каско2го»
Автоматизация и цифровизация процессов давно проникли и в бухгалтерскую сферу, поэтому сейчас типичный образ бухгалтера постепенно исчезает, а тысячи бумаг заменяют электронные аналоги документов.
Расскажите, как проходил процесс перехода на ЭДО в компании «Платежный сервис А3»?
Несмотря на то, что Платежный сервис А3 является технологичной, современной IT-компанией, в ней не всегда был электронный документооборот. Масштабный переход на ЭДО мы решили совершить во время начала пандемии, когда возникла необходимость упрощения всех рутинных процессов и перехода на цифровой формат.
Процесс перехода на ЭДО был разбит на несколько этапов:
- Процесс внедрения (подготовка, цель проекта, анализ процесса).
- Проектирование (выбор информационной системы).
- Реализация (настройка, тестирование, обучение, запуск пилота).
- Контроль (мониторинг ошибок).
- Завершение (сбор обратной информации, анализ эффективности).
Процесс перехода на ЭДО в компании проходил в 2 этапа.
Первый процесс мы запускали в ноябре 2020 года. Он коснулся финансово-экономического направления и прошел относительно безболезненно.
Для текущих партнеров было разработано соглашение о переходе на ЭДО, которое включало следующие пункты:
- Какими именно документами можно обмениваться электронно;
- Какие форматы будем использовать: утвержденные ФНС или собственные;
- Каким способом будем обмениваться: через оператора или самостоятельно.
Второй этап коснулся кадрового документооборота.
Он был намного сложнее и трудозатратнее. На этом этапе необходимо было изменить привычное видение сотрудников и помочь им адаптироваться к новым изменениям.
Мы запустили в тестовом режиме 1С Личный кабинет (ЛК) сотрудника. В течение месяца мы оказывали техническую поддержку сотрудникам, до момента полного введения в эксплуатацию данного продукта.
Какие основные преимущества ЛК сотрудника можно отметить?
Основные преимущества при внедрении ЛК сотрудника:
- прямое взаимодействие с 1С:ЗУП без промежуточных баз данных, что исключает потерю персональных данных;
- наличие мобильного приложения, привычный интерфейс 1С — для HR; Моментальный доступ к документам, даже для работы на расстоянии;
- повышение потенциальной прибыли благодаря оптимизации рутинных задач;
- все кадровые операции происходят в электронном виде, без бумаги. С учетом изменения стоимости бумаги в последнее время, это важная статья экономии;
- гибкость и удобство подписания документов через различные устройства;
- рост эффективности работы кадровой службы до 90% (оптимизация затрат на кадровые процессы), простое и удобное взаимодействие с сотрудниками;
- все кадровые документы, подписанные ЭЦП, имеют юридическую силу;
- любой документ в формате PDF можно отправить сотруднику на подпись, а само подписание в личном кабинете осуществляется буквально одной кнопкой;
- управление отсутствиями сотрудников в любых формах: командировка, служебная поездка, отгул, работа в выходной, дополнительный выходной, больничный, работа вне офиса, и любые другие формы, которые можно добавить самостоятельно;
- уменьшение риска утери важных документов.
Расскажите, а какие преимущества ЭДО можно отметить в целом?
Переход на ЭДО неизбежен в любой компании, будь это IT-cфера или какая-то другая. Это этап развития всех процессов внутри компании и упрощение всех коммуникаций между отделами.
Ранее, чтобы подписать один документ, требовалась непосредственно обратиться и получить подпись десятка человек. Теперь этот процесс можно оптимизировать с помощью ЭДО и сократить время подписания документов.
Очевидные преимущества ЭДО:
- экономия времени;
- снижение вероятности ошибок;
- упрощение взаимодействия с поставщиками;
- экономия средства, которые организация раньше тратила на обеспечение бумажного документооборота (картриджи для принтера, канцелярские принадлежности и т. д.). Снижение экономически-финансовых ресурсов;
- уменьшение риска утери важных документов;
- оптимизация бизнес-процессов;
- улучшение коммуникации с сотрудниками;
- снижение трудозатрат.
После внедрения ЭДО количество входящих и исходящих документов возросло в несколько раз.
Сейчас, в разрезе всей документации за месяц в нашей компании проходит:
- около 83% всех исходящих документов, из них 75% это только реализация;
- около 95% входящих документов в ЭДО, из них 85 % это акты, ТН, СФ;
- около 98 % документов в КЭДО.
Однако, в некоторых ситуациях уйти от бумажной отчетности невозможно.Исходя из законов ЦБ, некоторые операции возможны только в бумажном виде.
Например, работа с кассой. По законам ЦБ, мы должны распечатать, подписать, издать приказ, провести инвентаризацию и подшить к делу бумажную версию.
Приказы об увольнении тоже подписываются только собственноручно. Это единственный документ, который нельзя перевести на КЭДО по трудовому кодексу.
Все наши партнеры, с кем мы работаем по ЭДО, подписывают договоры за 2-3 дня. А с теми, кто до сих пор работает по-старинке, процесс занимает до нескольких недель. Однако в большинстве случаев, примерно 90% новых договоров с партнерами заключаются по ЭДО.
Крупные банки-партнеры также сами заинтересованы обмениваться документами по ЭДО для ускорения бизнес-процессов между компаниями. Поэтому большинство из них сотрудничают с нами именно по этой схеме.
Какие советы можно дать компаниям, которые только планируют перейти на ЭДО?
Сейчас переход на ЭДО не является чем-то сверхъестественным. Многие компании заинтересованы в оптимизации процессов своих сотрудников. Однако и здесь играет роль человеческий фактор: кто-то из руководителей может следовать прежним правилам и продолжать работать по привычным схемам.
Исходя из нашего опыта, самое главное — желание и мотивация. Не только руководитель, но и сотрудники должны понимать, насколько это облегчит процессы и упростит жизнь компании в целом.
Переход на ЭДО и КЭДО — это необходимый процесс развития любой развивающейся компании в нынешних реалиях, который станет бустом к росту и развитию.
А чтобы этот процесс перехода прошел гладко и безболезненно, в нем должны быть заинтересованы все участники: от руководителя до сотрудников.Только такая синергия поможет грамотно и понятно адаптироваться к новым переменам.