Операционная эффективность как драйвер устойчивого роста

Григорий Баев о том, как методы повышения эффективности помогают бизнесу справляться с кризисами и расти

Григорий Баев
К.э.н, доцент департамента операционного менеджмента и логистики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель программы «Операционная эффективность и производственные системы»

Профессионал в области производственного и управленческого консалтинга и обучения. 13 лет опыта (руководитель проектов, консультант), более 40 проектов. Среди клиентов: НЛМК, ЕВРАЗ, Норникель и др.

2020-е годы стали временем постоянных испытаний для бизнеса: сначала пандемия и разрыв логистических цепочек, социальные ограничения, затем санкции, дефицит кадров, ужесточение конкуренции. В 2025 году — высокая ключевая ставка и проценты по кредитам, снижение платежеспособного спроса. Даже крупные игроки, которые раньше могли позволить себе неэффективные процессы, теперь вынуждены перестраиваться.

Сегодня все больше компаний осознают: успех в меняющейся экономической реальности невозможен без операционных улучшений. Ответ на эти вызовы — повышение производительности, оптимизация процессов, цифровизация, улучшение клиентского опыта. Все это объединяется под понятием операционной эффективности. Но сегодня все больше руководителей крупных компаний считают, что операционная эффективность — это критически важная стратегия, помогающая организации стимулировать рост, управлять рентабельностью и оборачиваемостью бизнеса, и достигать стратегических целей (PEX Week 2025). 

Операционная эффективность — ответ на вызовы времени

Внешняя нестабильность вынуждает компании искать новые точки роста — внутри себя. Это особенно актуально для компаний из секторов с высокой конкуренцией, где лидерство переходит к тем, кто умеет быстро адаптироваться, учиться и системно совершенствовать процессы. 

Как результат — компании нуждаются в специалистах, которые владеют методологиями бережливого производства, эджайл, 6 сигм, и умеют работать с данными, автоматизацией и вовлечением персонала.

Согласно оценке PEx Week (2025), более половины крупнейших компаний мира системно повышают операционную эффективность на уровне всей организации. По нашей собственной оценке, среди топ 100 крупнейших российских компаний также примерно половина системно повышают операционную эффективность и развивают бизнес или производственные системы. 

Показателен опыт таких лидеров, как НЛМК, УГМК, Технониколь, Лукойл. Они развивают собственные бизнес (или производственные) системы, которые дают значимый прирост EBITDA — до 20–30 млрд рублей в год — и выводят показатели производительности труда на мировой уровень (до 75 млн рублей в год на одного сотрудника в отдельных подразделениях), о чем говорит наше исследование 2024 года производительности труда в крупнейших российских компаниях. 

Каким должен быть современный специалист по операционным улучшениям

Это, без преувеличения, T-shaped профессионал: с глубокими знаниями в своей области и широким пониманием процессов смежных подразделений. Он владеет аналитическим инструментарием, способен работать в кросс-функциональных командах, понимать стратегию компании и управлять изменениями. И главное — он не просто учится, а работает в команде с реальными проектами, добиваясь результата.

Рынок труда уже отреагировал. По данным hh.ru, специалисты по операционной эффективности — одни из самых востребованных в стране. Они занимают позиции в производстве, логистике, рознице, IT и консалтинге. 

Связь с цифровой трансформацией

Современные проекты по ОЭ невозможно отделить от технологической повестки:

  • AI и машинное обучение позволяют предсказывать отклонения и автоматизировать корректирующие действия. 
  • Digital twin (цифровые двойники) дают возможность тестировать изменения до их внедрения
  • IoT и датчики создают новые возможности для управления производительностью в реальном времени

Все это требует специалистов, способных совместить цифровые инструменты с управленческим мышлением.

Как готовят специалистов, способных трансформировать бизнес

Рост спроса на экспертов в области операционных улучшений — не краткосрочный тренд, а устойчивый запрос со стороны бизнеса, оказавшегося в условиях дефицита кадров и высокой конкуренции. Чтобы действительно закрыть этот запрос, недостаточно пройти курс по инструментам Lean. Необходимо комплексное обучение, которое: 

  • работает на реальных проектах самих участников внутри их компаний, а не на симуляциях
  • базируется на живых (т.е. с реальной и еще не решенной проблемой) кейсах лидеров бизнеса
  • гибко подстраивается под отрасли — от промышленности до сектора услуг или IT
  • предлагает мультиформатное обучение: от глубокой аналитики до выездов на ведущие производства и офисы компаний
  • соединяет сильную академическую базу и практический опыт лидеров индустрии
  • формирует сообщество сильных профессионалов с разным опытом, но общей мотивацией — делать лучше

Весьма востребованный формат обучения — ЛУЛ — лидеры учат лидеров. Например, когда руководитель успешной компании приходит в аудиторию поделиться своим опытом. Например, перед слушателями наших программ регулярно выступают такие коллеги, как Сергей Готванский, исполнительный директор холдинга Уральская сталь; Екатерина Елетина, вице-президент по операционной эффективности, НЛМК; Дмитрий Блинов, директор фабрики Упаковочные системы (ранее Tetra Pak); Сергей Савицкий, вице-президент Сбера по развитию производственной системы; Николай Попович, управляющий по изменениям Вкусвилл.  

Но не менее важен и состав самих слушателей. Как правило, на наших программах очень широко представлены различные отрасли бизнеса — ритейл, ИТ, сервисные компании, EdTech, финтех, фарма, FMCG, металлургия, нефтегаз. Участники, как правило, являются руководителями среднего и высшего звена в крупных компаниях или руководители, учредители среднего быстрорастущего бизнеса.

Когда обучение становится необходимостью

Есть ряд «красных флагов», которые сигнализируют о том, что компании срочно нужно погрузиться в тему операционных улучшений. Среди них — когда стратегия есть, но не реализуется; когда руководители перегружены рутинными задачами, а делегирования нет; когда идут провалы, срыв сроков в реализации проектов/заказов, потеря клиентов; когда издержки растут быстрее выручки. И одновременно хочется сохранить культуру стартапа, но при этом иметь прозрачные и эффективные процессы. 

Обучение становится не только способом решения этих проблем, но и инструментом удержания и развития кадров. Программы с индивидуальным треком позволяют прорабатывать реальные кейсы и обеспечивают глубокое погружение в специфику конкретной организации. А комьюнити единомышленников помогает сохранить темп и после завершения обучения.

Идеальная образовательная программа — это конструктор решений, в котором теория сразу проверяется на практике. Если по завершении обучения у вас есть не только сертификат, но и дорожная карта развития организации или подразделения / функции — значит, вы сделали правильный выбор.

Мнение работодателей: почему бизнес ценит таких специалистов

Компании рассматривают обучение как стратегическую инвестицию. Они получают не просто обученного специалиста, а носителя изменений, который:

  • владеет современными инструментами анализа и оптимизации процессов
  • умеет выстраивать проектную работу под реальные вызовы бизнеса
  • способен создавать вовлекающую культуру улучшений
  • приносит измеримый результат

В эпоху цифровой трансформации именно такие сотрудники становятся ключевым активом компании. Их невозможно скопировать, как технологию, и нельзя просто купить на открытом рынке. Они формируют то уникальное конкурентное преимущество, которое действительно сложно воспроизвести.

Присоединяйтесь к компаниям, которые уже делятся новостями бизнеса на РБК КомпанииУзнать больше