Как изменяются привычки молодежи к потреблению музыки
Музыка на перепутье: от сцены к экрану, от живых концертов к виртуальным – рассказывает Владимир Розин, генеральный директор IT группы ОТКРЫТИЕ
Генеральный директор IT группа Открытие — одного из ведущих мультимедийных интеграторов на рынке России.
Мир музыки меняется стремительно. Ежедневно мы сталкиваемся с новой волной онлайн-контента, а стриминговые сервисы уверенно захватывают музыкальную индустрию. Концерты, виртуальные фестивали и интерактивные шоу становятся все более популярными, переворачивая традиционное представление о живых выступлениях. Но что происходит с «живой» стороной музыки в этом динамично развивающемся цифровом мире? Рассказываю о том, как изменяются привычки молодежи к потреблению музыки и какую роль играют новые технологии в этом процессе.
Трансформация концерта: от сцены к экрану
Контент сегодня стал как никогда доступным благодаря стриминговым платформам. Музыку на физических носителях сегодня покупают в основном коллекционеры, а у большой части молодежи есть подписки на платформы вроде Spotify, Apple Music и YouTube Music. Например, в России уже 23 млн человек пользуются подобными сервисами — за 2 года показатель вырос на 20%.
Развитие YouTube, Twitch и аналогичных видеоплатформ в свою очередь делает более доступными живые трансляции и записи концертов. Это приводит к переосмыслению всей музыкальной индустрии. Артисты получают новые возможности, чтобы донести свою музыку до широкой аудитории, проводить концерты не только на больших площадках, но и в студиях. Особенно активным было развитие онлайн-концертов в пандемию — музыканты вели трансляции, нередко «квартирников», в соцсетях, на платформах вроде Okko.
У онлайн-концертов есть ряд преимуществ:
- Смотреть выступления любимых артистов можно в любом месте и в любое время.
- Онлайн-платформы предлагают широкий выбор концертов, фестивалей и шоу из разных жанров.
- Зрители могут комментировать выступления, взаимодействовать с другими фанатами и даже участвовать в онлайн-чатах с артистами.
Но при этом онлайн-выступления не могут создать ту же эмоциональную атмосферу, что и живой концерт. А артисты сталкиваются с трудностью получения доходов от онлайн-концертов.
От отдельных инструментов к интерактивным мирам
Цифровые технологии не просто меняют способ потребления музыки, но и революционизируют саму концепцию концерта. Появляются новые форматы, которые делают выступления более погружающими, интерактивными и зрелищными. Слияние музыки со светом, видеопроекциями, анимациями и другими визуальными элементами создает уникальную атмосферу для зрителей.
Однако самый необычный опыт для аудитории и артистов сегодня предлагают дополненная (AR) и виртуальная реальность (VR), которые открывают беспрецедентные возможности для концертов. Представьте себе, что вы находитесь на концерте любимой группы, но вместо обычной сцены перед вами развертывается виртуальный мир, полный спецэффектов, анимации и интерактивных элементов.
В России в декабре 2020 года первый онлайн-фестиваль расширенной реальности Live XR провела компания МТС. Каждый артист выступал в собственном виртуальном мире, а зрители в режиме реального времени могли добавлять визуальные эффекты к выступлению — например, вызывать огонь, или даже появиться в этом VR-мире рядом с кумиром. Трансляция велась из виртуальной студии в Москве.
XR-формат был выбран из-за пандемии, но оказался удивительно удачным — в частности, этот фестиваль побил рекорды других организованных МТС выступлений и по просмотрам, и по вовлечению.
Благодаря интерактивным технологиям, зрители больше не пассивные наблюдатели. Они могут влиять на ход концерта, выбирая сет-лист, управляя световыми эффектами, голосуя за любимые песни и даже взаимодействуя с виртуальными персонажами или миром вокруг них. МТС Live XR — не единственный пример интерактива на музыкальном мероприятии. В 2021 году на концерте Арианы Гранде зрители могли принимать самое живое участие в шоу — прыгать по большим розовым деревьям, стрелять по монстрам, гулять по лестнице.
Помимо этого современные концерты могут сочетать в себе элементы живого выступления и онлайн-трансляции, создавая гибридные форматы. Артист может выступать на сцене, а его изображение в реальном времени транслируется на гигантский экран для зрителей, находящихся в других городах или даже странах. Это позволяет расширить аудиторию и создать уникальный синхронный опыт для всех участников.
Виртуальные артисты: реальность или иллюзия
В мире, где технологии развиваются с ошеломляющей скоростью, появляются новые формы искусства, как виртуальные артисты. Большая часть подобных проектов развивается в Японии. Программное обеспечение Vocaloid компании Yamaha, основанное на технологии полного синтеза речи, в 2000-х годах способствовало появлению виртуальных артистов — «Вокалоидов». Благодаря технологиям голографии они стали давать концерты на сцене вместе с живыми музыкантами.
Примечательно, что личности «Вокалоидов» создает не продюсер или автор песен: их формируют поклонники.
Сегодня генерация музыки при помощи технологий стала еще доступнее — в этом помогает уже не только программное обеспечение Yamaha. Появляются нейросети, способные написать песню по текстовому запросу: как Udio, Suno и другие.
Есть и более простая разновидность виртуальных артистов — реальные голоса и персонажи, не сгенерированные из чужих, но с цифровой оболочкой. Один из самых известных подобных проектов — японская группа EGOIST, и непосредственно ее вокалистка Chelly. Группу изначально создавали как виртуальную, никто не знал, как выглядит солистка, — на всех концертах она выступала с голограммой. В 2023 году группа распалась.
Цифровые артисты, рожденные в виртуальном пространстве, обладают некоторыми несомненными преимуществами перед своими живыми коллегами.
Во-первых, виртуальные артисты не подвержены физическим ограничениям. Они могут менять свой образ в любой момент, исполнять любую музыку, не задумываясь о жанровых границах, и создавать поразительные визуальные эффекты, которые невозможно воспроизвести в реальном мире.
Во-вторых, виртуальные концерты доступны всем. Где бы их ни проводили, смотреть их могут люди из любого уголка мира. Это делает музыку более доступной для тех, кто не может посещать живые концерты по географическим или финансовым причинам.
Но не обходится и без минусов. Появление виртуальных артистов поднимает ряд этических вопросов. Например, что происходит с авторскими правами, если музыку создает ИИ? Как относиться к «цифровым существам» как к артистам, если у них нет физического тела и личного опыта?
Вызовы и перспективы живой музыки
Цифровизация перевернула музыкальную индустрию с ног на голову, и создала одновременно и вызовы, и возможности. В мире, где у 80% пользователей в руках смартфон, онлайн-концерты будут набирать популярность. Одни позволяют создать уникальный опыт для зрителей, вовлечь в шоу, позволить взаимодействовать с артистом, что важно для поклонников.
Кроме того, организация онлайн-концертов может значительно снизить углеродный след, использование цифровых технологий позволяет создавать концерты, не используя много ресурсов, в частности, пластика. Хотя здесь не все однозначно — в 2016 году стриминг и скачивание любимых треков были причиной выбросов CO2 в объеме 194 млн килограммов.
Однако вместе с новыми возможностями приходят и новые проблемы. Чем сложнее с технической точки зрения проект, тем более мощная инфраструктура ему требуется, возрастают требования к скорости интернет-соединения. Все это может стать проблемой и для артистов, и для зрителей. Кроме того, разработка интерактивных, сложных шоу, с элементами AR и VR — это не дешево, не все молодые музыканты могут позволить себе это.
Традиционные живые выступления останутся востребованы, но они будут трансформироваться благодаря развитию технологий. Современный зритель и слушатель сегодня ожидает от каждого концерта особых эмоций и впечатлений, и хотя в первую очередь их создает сам артист, цифровые технологии вскоре станут неотъемлемой частью офлайн шоу.
Однако важно понимать, что ключом к успеху будут не сами технологии, а умение их использовать так, чтобы они работали в симбиозе с музыкой, с идеей шоу. Только тогда артист сможет создать для зрителя и слушателя уникальный опыт, запомниться и выделиться в море похожего цифрового контента, которого год за годом становится все больше.