Хватит тащить все на себе: ассистент спасет ваш бизнес от выгорания

Основатель агентства по подбору ассистентов делится инсайтами о типичных ошибках руководителей и рассказывает, как найти идеального помощника для бизнеса

Анна Сосновая
Основатель лицензированной бизнес-школы помощников руководителя АС и руководитель направления корпоративного обучения ЦДР «Профи-Карьера»

Основатель школы ассистентов АС, ведущий тренер по направлениям обучения помощников первых лиц, деловой переписке, тайм-менеджменту, делегированию

Многие предприниматели считают, что справятся со всем сами. Как это сказывается на их бизнесе?

Я как руководитель агентства и школы, абсолютно убеждена, что установка «я сам», это детская позиция в бизнесе. Успешный руководитель понимает ценность делегирования, а первый человек, кому можно передать задачи, — это, конечно, многофункциональный специалист, ассистент. Если же предприниматель живет в парадигме «я сам», то его день превращается в рутину, а на главное, на стратегию, времени не хватает, в результате чего бизнес растет не теми темпами, как хотелось бы.

К нам часто приходят предприниматели на той стадии, когда они полностью выгорели и пришли от безысходности, от осознания, что в таком режиме больше работать не могут. То есть они приходят, когда объем нерешенных задач такой, что без ассистента они никак не справятся. 

Именно поэтому я советую задумываться о найме ассистента заранее. Как только вы понимаете, что есть задачи, которые вы не хотите или не успеваете делать сами, это тот самый сигнал к делегированию.

Какие ошибки чаще всего совершают руководители при подборе ассистента?

Самая распространенная ошибка — сначала нанять ассистента, а потом думать, что ему поручить. Должно быть наоборот: подбор должен строиться исходя из конкретных задач и необходимых навыков.

Вторая ошибка — сваливать на ассистента все и сразу — и личные дела, и бизнес-задачи. В таких случаях лучше разделить обязанности и нанять разных помощников, ведь для каждой из этих сфер требуются разные компетенции.

Что вы посоветуете предпринимателям, которые впервые задумываются о найме ассистента?

Первый шаг — осознать, что предпринимателю, для того чтобы больше успевать и быть продуктивнее в бизнесе, необходим многофункциональный помощник. 

Второе — продумать, какие задачи стоит делегировать. Для этого можно провести хронометраж дня, чтобы выявить, на что уходит слишком много времени и что можно передать уже сейчас. Исходя из получившегося списка, у вас появится четкое понимание, какими навыками должен обладать ассистент. 

Например, если предпринимателю нужно выстроить процессы, тогда нужен ассистент с высоким уровнем бизнес-навыков — управление процессами, бизнес-мышление и т.д.

После этого шага нужно выбрать каналы подбора. Можно искать самостоятельно через разные источники или обратиться в специализированное агентство. В агентстве не просто подбирают ассистентов, а помогают формировать тандемы, которые помогают бизнесу кратно расти.

Как предпринимателю эффективно сработаться с новым ассистентом и не допустить ошибок при работе с ним?

Самая распространенная ошибка на старте работы с ассистентом — когда руководитель замалчивает свои ожидания. Если он не донесет сразу свое видение по работе помощника, по комфортному для него взаимодействию, это приведет к недопониманию и усложнит процесс выстраивания эффективных отношений. Поэтому важно озвучивать свои ожидания: чем яснее будут договоренности, тем быстрее сложится продуктивный тандем.

Анна, если подвести итог: как найти ассистента, который станет настоящим партнером в бизнесе?

Если предприниматель собирается искать помощника самостоятельно, то важно понять, что он должен будет минимум месяц полностью уделить подбору ассистента под свои задачи, чтобы найти действительно компетентного сотрудника, который проработает с ним долго и успешно. 

Приведу кейс: один из наших клиентов — владелец растущего онлайн-бизнеса — обратился к нам, когда понял, что тонет в операционных задачах. Он хотел найти ассистента, который не просто разгрузит его, но и поможет выстроить процессы. Мы начали с детального брифинга: выяснили, какие задачи требуют делегирования, какие навыки для этого важны и в каком формате должно строиться взаимодействие. Затем сформировали вакансию, провели тщательный отбор кандидатов и собеседования. Пока предприниматель занимался своими проектами, мы подобрали несколько подходящих специалистов, протестировали их на ключевых задачах и предложили финального кандидата.