ДРТ 19 ноября 2024

ДРТ о новых требованиях Мосбиржи к отчетности публичных компаний

Новые регуляторные правила могут быть особенно актуальны для недавно вышедших на фондовый рынок эмитентов

Тимур Турсунов
Директор Департамента управленческого консультирования ДРТ

Тимур Турсунов возглавляет группу по оказанию услуг в области устойчивого развития ДРТ. Он принимает активное участие в развитии концепции устойчивого развития и повестки ESG в России.

С 24 сентября 2024 года Московская биржа обязала компании с акциями в первом и втором уровнях листинга публично раскрывать нефинансовую информацию в составе годового отчета или отдельного нефинансового отчета начиная с отчетности за 2024 год. Раскрывать нефинансовую информацию необходимо не позднее 31 августа года, следующего за отчетным.

Что раскрывать

Эмитент самостоятельно определяет объем, формат и форму раскрытия нефинансовой информации. В требованиях не говорится ничего по поводу категорий информации, которая попадает под новые требования. Однако, как правило, под нефинансовой информацией подразумеваются ESG-показатели (Environmental, Social, Governance — результаты деятельности компании с точки зрения воздействия на общество, сотрудников, клиентов, экологию, а также на развитие практик этичного ведения бизнеса и лучшие практики корпоративного управления). В более продвинутом подходе, которого в последнее время придерживаются международные и вдохновленные ими российские методологии, наряду с собственным воздействием на вышеуказанные аспекты ожидается, что компании будут раскрывать и то, как эти аспекты влияют на сам бизнес этих компаний.

Важной частью нефинансового отчета является не только раскрытие непосредственно показателей воздействия компании, но и того, как компания работает с соответствующими факторами с точки зрения управления ими: учитывает ли она их в своей стратегии и бизнес-модели, насколько активно участвует в этом руководство компании и как формализован подход к соответствующим вопросам в ней.

Зачем раскрывать

В мире отчетливо прослеживается тенденция признания того факта, что, действуя не только в собственных интересах, но также в интересах общества, планеты и прислушиваясь к мнению заинтересованных сторон, компания способна достичь долгосрочных преимуществ, как финансовых, так и репутационных. Одним из проявлений этой тенденции являются все большее смещение нефинансовых раскрытий из области добровольных инициатив в область соответствия регуляторным требованиям и «упаковка» этих раскрытий в общепринятый формат. Такой подход призван дать возможность заинтересованным сторонам всесторонне рассматривать деятельность компании и ее перспективы, учитывая не только традиционные бизнес-показатели, но и другие факторы, способные в будущем значительно повлиять как на саму компанию, так и на бизнес-ландшафт в целом.

В контексте Московской биржи введение требований к раскрытию нефинансовой информации можно назвать нормализацией существующей добровольной практики по причине того, что многие компании из котировальных списков эти отчеты уже публикуют. Действия регулятора — это, по сути, выравнивание ситуации на фондовом рынке. Есть «голубые фишки» и известные эмитенты, вышедшие на рынок давно, а есть компании, которые только-только провели IPO. Особенно этот разрыв стал заметен в последние два года, когда в России произошел бум IPO. Чтобы избежать непропорциональности в отношении доступности и открытости информации о деятельности компании, биржа выравнивает эти требования: то, что «старожилы» делают уже многие годы, становится примером для только вышедших на фондовый рынок компаний.

Московская биржа — не первый институт, который продвигает повестку раскрытия нефинансовой информации. ЦБ РФ уже достаточно давно опубликовал соответствующие рекомендации к публичным обществам, а в ближайшее время должен появиться стандарт Минэкономразвития России по подготовке нефинансовой отчетности, где не только формализованы требования к таким раскрытиям с точки зрения того, что именно, как и когда раскрывать, но и указано, что раскрываемая информация будет являться базой специального рейтинга, на основе которого отчитывающаяся компания сможет претендовать на получение тех или иных преференций от государства.

По каким стандартам

В требованиях Московской биржи не зафиксирован определенный стандарт раскрытия, но упоминается, что эмитенты могут использовать общепризнанные международные и российские стандарты. В отношении российских методологий в качестве потенциально применимых указаны рекомендации ЦБ РФ к публичным компаниям, а также проект стандарта Минэкономразвития России о раскрытии нефинансовой информации.

Тем компаниям, которые никогда не раскрывали нефинансовую информацию, необходимо подойти к процедуре стратегически с прицелом на долгосрочную перспективу. Необходимо понимать, зачем биржа ввела это требование: для кого информация будет публиковаться и что заинтересованные стороны надеются увидеть в нефинансовом отчете. Выбор стандарта раскрытия нефинансовой отчетности очень важен.

В условиях присутствия разных стандартов в части раскрытия нефинансовой отчетности требуется понимать их приоритетность. Международный стандарт, к которому все привыкли на российском рынке, — это Global Reporting Initiative (GRI). Его особенностью является широкая адресность предоставляемой информации, что имеет как преимущества, так и недостатки с точки зрения специфических областей интересов той или иной группы заинтересованных сторон и детализации соответствующей информации. В этой связи эксперт предлагает обратить внимание на стандарты, опубликованные в июне 2023 года Советом по международным стандартам отчетности в области устойчивого развития (ISSB) под эгидой МСФО, где основной целевой аудиторией указаны инвесторы, а сама информация об устойчивом развитии предполагается к раскрытию в четком контексте ее влияния на бизнес компании. В подобном же ключе построен и подход, предусмотренный проектом стандарта Минэкономразвития России, хотя его можно назвать более компромиссным с точки зрения адресности раскрываемых данных.

Самая распространенная ошибка тех, кто занимается подготовкой нефинансовых отчетов в первый раз, — это отсутствие сбалансированности, желание представить компанию исключительно в лучшем свете и использование подхода к раскрытию информации исключительно как к PR-ходу. Идея Московской биржи заключается в том, чтобы дать возможность эмитентам рассказать о ESG-практиках в контексте бизнеса и его перспектив. Имеет смысл сконцентрироваться на том, как компания будет продвигать новые направления, работать с соответствующими рисками и как это будет влиять на ее стоимость в будущем, а не составлять отчет, перечисляя добрые дела. Отправленные в детский дом игрушки или посаженные деревья — это благородные поступки, но не всегда очевидно, какое отношение они имеют к бизнес-перспективам компании и какое понимание выбранного акционерами пути развития компании они могут дать инвесторам. Более того, рассказ о подобных мероприятиях за пределами бизнес-контекста может иметь и негативное влияние на часть инвесторов, которые могут отнестись к этому как к нецелевому расходованию средств, которые могли бы пойти на выплату дивидендов.

В публикации нефинансовой отчетности важны релевантность раскрываемой информации и взвешенность. В нефинансовой отчетности необходимо показать, какие компания видит риски, как она будет управлять ими, какой финансовый эффект они могут иметь в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах.

Релевантность для разных отраслей заключается, например, в том, что инвесторам не столь важно, как нефтегазовая компания справляется с этическим использованием искусственного интеллекта (ИИ), но для них имеет значение то, как компания работает с рисками потенциального экологического ущерба, который может нанести ее деятельность в регионах присутствия, или как она может повлиять на потери экспортных рынков в связи со снижением спроса на свою продукцию, вызванным энергопереходом — именно этот риск будет иметь значительные финансовые последствия, в отличие от всех остальных, и влиять на экономические результаты. Однако те же риски, связанные с загрязнением окружающей среды, для ИТ-компаний не столь существенны, в отличие от эффекта от использования ИИ.