Как создать план на 2024 год по развитию бизнеса
Основатель компании «Фактор продаж» Александр Кандеев поделился рабочей системой планирования бизнеса
Опыт в продажах 11 лет, обучил более 200 менеджеров по продажам, автор книг «РОП на миллион» и «Калаш продаж», средний рост конверсии в продажу у клиентов Х2 за 6 месяцев
Грустно, но факт: без планирования бизнеса живут сотни предпринимателей. Максимум, что они могут сделать — сравнить показатели этого месяца текущего года с показателями прошлого года. И если есть рост — это хорошо, а если падение — значит надо что-то делать.
«Планировать сейчас невозможно» — самая частая фраза среди предпринимателей, которую можно услышать. В ответ я всегда говорю следующее:
Нет планов — нет движения
Если вы хотите получать от бизнеса результат, вам не обойтись без целей и планов. В ином случае вы начинаете двигаться хаотично и совершать массу неэффективных движений, которые не ведут вас к желаемому. Вот почему планирование должно быть всегда, даже если вам кажется, что завтра все поменяется на 180 градусов.
Как сделать план реалистичным и амбициозным одновременно?
Начните с оценки текущего состояния вашего бизнеса. Такую оценку в идеале должна проводить независимая сторона, не заинтересованная в том, чтобы приукрасить текущее положение дел или наоборот.
Опирайтесь на цифры в отчетах, а не на мнения и ощущения. Когда вы поняли, как на самом деле дела в вашей компании, ответьте себе на вопрос: а как компания выросла за год? Как она может вырасти в текущем темпе и на текущих ресурсах за 2024 год? Когда вы получили «средний» результат ваша задача умножить его минимум на х1,5-2. Готово, ваша идеальная цель готова вдохновлять вас и ваших сотрудников. Осталось разложить ее по полочкам.
От плана к действиям
Теперь, когда мы поняли, цель нашего бизнеса на 2024 год, необходимо разложить ее на шаги. Шаги зависят напрямую от того, к каким результатам вы хотите прийти, поэтому прежде чем составлять план действий, я советую оттолкнуться от вопроса: «А из каких маленьких результатов состоит моя большая цель?» Например, если ваша цель — заработать 100 миллионов за год, вам придется построить производство, которое способно такие мощности выдерживать, вам придется собрать отдел маркетинга, который способен столько трафика привести и т.д.. Декомпозируйте цель на более мелкие составляющие для того, чтобы она стала осязаемой. Таким образом, вы увидите, что цель компании превращается в цели отдельных департаментов.
Дальше мы советуем провести встречи с каждым вашим департаментом. Обозначить им цель на год внутри их отдела и попросить от них помесячный план того, как они будут к ней идти.
В итоге сами руководители департамента разрабатывают план того, как достичь конкретно их цели, а в итоге эта синергия ведет вас к общей цели. Но естественно, в жизни не всегда все так гладко.
«Желать стабильности, значит желать смерти» — нужно быть готовым к тому, что жизнь внесет свои коррективы в ваш идеальный пошаговый план по завоеванию мира. Здесь есть два ключевых аспекта:
- Вносить изменения в план — нормально
Любой «черный лебедь» должен заставлять нас пересматривать бизнес-стратегию, но никак не отказываться от целей. Произойти может что угодно и никто не может это предсказать, однако в наших руках постоянно держать руку на пульсе и придумывать новые пути по достижению тех целей, которые мы наметили себе в декабре.
- Контроль за ходом выполнения плана
Чтобы оперативно реагировать на все изменения вокруг вас, необходимо периодически проводить чекапы: как идут дела, выполняются ли в департаментах планы на месяц, какие показатели отстают от намеченных, как их можно докрутить до желаемых значений.
- Новый действия
Не забывайте также про главное правило планирования — новые результаты не рождаются из старый действий и стратегий. Поэтому не бойтесь пробовать делать по-новому, выходить на новые площадки, развивать новые форматы и пр. Если вы хотите сделать качественно и количественно другой результат, ваш календарь и календарь ваших сотрудников просто не может быть забит теми же задачами, какими он был занят год назад.