«Грузовичкоф» 20 декабря 2023

Как в «Грузовичкоф» используют инструменты «нетиповой» логистики

В материале о том, какие инструменты используют логисты сервиса для управления перевозками

Сергей Меньшиков
Директор по логистике сервиса «Грузовичкоф»

Сергей Меньшиков руководит отделом логистики сервиса, специалисты которого отвечают за назначение, распределение, выполнение всех поступающих заказов.

В деятельности сервиса отдел логистики играет одну из ключевых ролей: логисты — те специалисты, которые в целом отвечают за выполнение всех поступающих заказов. В их задачи входит оформление, ведение и закрытие заказа, сопровождение грузоперевозки в целом, то есть взаимодействие с водителем и клиентом, распределение транспорта и обеспечение своевременной подачи соответствующих машин, а также, совместно с операционным департаментом сервиса — контроль за состоянием автомобилей и их выводом на линию.

Так, к каждому автомобилю из автопарков компаний сервиса  прикреплены экипажи — водители и грузчики, которые распределены на колонны. Так как сервис работает круглосуточно и без выходных, логисты работают посменно. За каждым специалистом ежедневно закреплено по 35-50 водителей, которых логист сопровождает на протяжении всей смены. 

С масштабированием бизнеса, когда в автопарках компаний сервиса уже насчитывалась не одна сотня транспортных средств, появилась необходимость автоматизировать процессы. Сейчас логисты используют несколько программ, с помощью которых оптимизируются многие операции, в первую очередь рутинные. Часть из них стандартная: их используют многие компании, и не только из транспортной сферы. А основные наши программы — созданы специально разработчиками сервиса на основе наших потребностей и задач. Они регулярно обновляются и дополняются различными функциями.

Кстати, с одной из программ собственной разработки — системой автораздачи заказов — сервис стал резидентом «Сколково». 

Эта система предназначена для того, чтобы автоматически распределять заказы. Она увязана с базой сервиса, в которой указаны все автомобили, их характеристики и оснащение, и за каждой машиной закреплен определенный водитель. Также система синхронизирована со второй основной программой сервиса — водительским приложением. Это настоящий рабочий кабинет: с его помощью водители выходят на смену, принимают и выполняют заказы и т.д. Эту синхронизацию как раз и видят логисты в программе автораздачи заказов: на карте города каждый вышедший на линию водитель на газели выглядит в виде движущейся «капли», а в зависимости от статуса выполнения заказа эта «капля» отмечается в режиме реального времени тем или иным цветом. 

Внедрение системы автоматической обработки заказов, ранее применявшейся только в сфере легковых такси, значительно оптимизирует труд людей. Так, за 9 месяцев 2023 года 60% выполненных заказов система обработала автоматически. Выполнение такого объема работы без автоматизации процессов потребовало бы в шесть раз больше сотрудников, что сделало бы бизнес просто нерентабельным.

Специально на случай каких-то неполадок с водительским приложением на автомобилях дополнительно установлены датчики — GPS-трекеры, которые определяют геопозицию машины в режиме онлайн, и логисты могут также отслеживать ее в своей программе. Это сделано, чтобы всегда понимать, где находится автомобиль, какой маршрут он прошел за день, как долго и где находился. Такие решения необходимы перевозчику с большим автопарком для дополнительного контроля как транспорта, так и процесса грузоперевозки.

Датчики позволяют нам удаленно блокировать и разблокировать машину, а маршруты хранятся в архиве и мы можем проверить путь авто в любой период времени. Кроме того, геопозиционирование в режиме онлайн помогает разрешать спорные случаи и быть беспристрастными: если клиент, например, говорит, что экипаж долго ехал на выгрузку, мы можем проверить по трекеру, и если клиент прав, то встаем на его сторону, а если понимаем, что прав наш водитель, то подробно объясняем, буквально по секундам, где, когда и почему была машина. В большинстве таких случаев клиенты понимают, насколько у нас все прозрачно и под контролем. Из этого и выстраивается сила бренда и на этом основано долгосрочное доверие к сервису. 

Пользуются логисты и стандартными системами, доступными широкому кругу пользователей. Например, есть система проверки оплаты заказа — она позволяет противоборствовать мошенничеству в том числе. А через другую, «базовую» для многих компаний систему ведутся все звонки с водителями, клиентами, сотрудниками смежных отделов сервиса. 

Кроме оптимизации рабочих процессов эти системы помогают оценить эффективность сотрудников и внутренних процессов. Так, программы собирают всевозможную статистику, например, количество совершенных звонков и выполненных заказов, время, проведенное на линии и т.д. На основе собранных данных можно определить релевантные показатели KPI и мотивации, а также отследить недочеты и затем повысить уровень обслуживания в целом. Кстати, именно на основе этой собранной информации специалисты департамента прогнозирования и операционной аналитики сервиса определяют те или иные тенденции и закономерности на рынке, выстраивают прогнозы по количеству машин, которые потребуется вывести на линию, отслеживают динамику показателей и т.д. На этой аналитике в том числе базируется стратегическая деятельность «Грузовичкоф». 

Однако, несмотря на автоматизацию, процесс назначения и выполнения заказов и в целом сопровождения как водителя, так и клиента логисты контролируют полностью, а во многих случаях распределять машины нужно только в ручном режиме — например, когда заказы оформляются заранее или требуется спецтехника. Особенно ручное управление актуально в сезон, когда спрос на перевозки очень высокий.  В такие периоды логисты сразу же после завершения одного заказа назначают машины на следующие — вручную, и получается настоящий круглосуточный конвейер. В целом, грузоперевозки — процесс, который пока нельзя полностью доверить искусственному интеллекту. Каждую минуту что-то происходит и меняются вводные, а учесть их даже самый совершенный, но механизированный алгоритм еще не способен.