IT в страховании: как изменился иншуртех в России

За последние несколько лет страховой рынок сделал технологический прорыв. Какие глобальные изменения произошли, и над чем еще стоит поработать

Олег Соложенкин
Исполнительный директор компании «Абсолют Технологии»

Более 13 лет опыта в финтех сфере, занимался внедрением ДБО, кредитных конвейеров, скоринговых расчетов, разработал более 10 новых продуктов для финансового рынка

Как за последние пять лет изменилось страхование с точки зрения IT? Инновации, как они повлияли?

За последние пять лет страхование изменилось достаточно сильно. Много технологий пришло из других сфер финансового сектора, например, банков и различных финтех организаций. Страхование стало более диджитальным, пришли технологии, которые позволяют оформлять страховки, осматривать объекты, урегулировать убытки в режиме реального времени, в онлайн.

Клиенты отмечают, что некоторые продукты, которые до этого сложно оформлялись, теперь купить гораздо проще за счет настроенного машинного обучения, дополнительных сервисов, интеграции с различными внешними источниками данных. Продукты стали подбираться под конкретные потребности клиента с максимальной автоматизацией. Рынок страхования постепенно уходит от агентской схемы с непрямыми продажами к прямым продажам через различные агрегаторы, интернет-ресурсы и тому подобное.

Но это все касается больших городов. В регионах все равно присутствует доверенная сеть агентов и продавцов, которые оформляют страховые продукты. Но тем не менее и туда дошла цифровизация, переход на безбумажный офис и документооборот, достаточно быстрая покупка и оформление полисов от большого количества страховых компаний. В результате конечный потребитель выиграл за счет того, что в моменте доступен более широкий выбор страховых компаний.

Что Вы считаете самым успешным и самым знаковым?

Большая и интересная история — это переход к модели машинного обучения и переход на artificial intelligence, то есть искусственный интеллект, который позволяет как сократить косты, так и уменьшить риски. Страховая компания меньше тратит денег на некачественных клиентов, знает больше о разных схемах мошенничества, так как машинное обучение позволяет выявлять паттерны поведения клиентов.

С подбором продуктов такая же история. Машинное обучение позволяет подобрать из большого количества продуктов, которые представлены на рынке, тот, который действительно нужен клиенту под его конкретный запрос.

Основным достижением я считаю диджитализацию баз, которые можно обогатить данными, максимально упростить клиентский путь и минимизировать собственные расходы за счет автоматизированных процессов. Что в итоге приводит к увеличению продаж и сокращению расходов и рисков.

Каков минимальный уровень технологичности современной страховой компании?

Минимальный уровень технологичности примерно одинаков как у банков, так и у страховых. В минимальный уровень входят отказоустойчивость, возможность быстрого и легкого горизонтального масштабирования своей инфраструктуры, резервирование инфраструктуры, предоставление онлайн решений для B2C и B2B, а также OpenAPI и другие технологии для того, чтобы легко имплементироваться в любое решение клиентов.

Как оцениваете конкуренцию между иншуртех стартапами и традиционными страховыми компаниями?

Иншуртех развивается семимильными шагами, но классическое страхование в крупнокорпоративном сегменте никто не отменял. Надо понимать, что самый большой объем денег происходит именно на уровне корпстрахования. Для корпоративных клиентов при выборе страховщика, как и раньше, главным фактором остается — надежность.

Другое дело, что иншуртех может коллаборировать с крупными страховыми компаниями, выступать некой технологической проставкой. Здесь возможно подобное сотрудничество. Поэтому мы здесь не конкурируем, а скорее дополняем друг друга в разных сегментах рынка.

Какие ключевые технологии сейчас применяются?

К ключевым технологиям я бы отнес универсальный API слой с вынесенной из кор.систем бизнес–логикой, с возможностью горизонтального масштабирования. Но развитие ключевой учетной системы также важно.

В России учетные системы в страховых компаниях на данный момент еще находятся на этапе развития. Крупные игроки, которые предоставляли сервисы по страховым учетным системам, вышли из контура Российской Федерации. И сейчас игроков на рынке, которые полностью закрывают потребности страховых компаний в части автоматизированной системы учета, по сути, нет. Именно поэтому крупные страховые пишут свои собственные системы и развивают их.

Как Вы оцениваете качество и надежность отечественных IT-решений?

Сейчас на российском рынке появилось большое количество нового программного обеспечения. Ведется постоянная работа над качеством с точки зрения поддержки, развития и потребностей всех клиентов. Также разрабатываются большие готовые корпоративные решения для финансового сектора. Конечно, объем работы — колоссальный, но это дает вдохновение и силы для реализации и внедрения действительно передовых отечественных решений.