Кто и почему запускает онлайн-маркетплейсы в 2024 году
Ключевые причины и тренды, которые делают онлайн-маркетплейсы привлекательными для бизнеса
Постоянно следит за последними тенденциями в сфере eCommerce и находит способы интегрировать их в работу компании
Современный бизнес невозможно представить без интернет-продаж, а цифровую торговлю — без маркетплейсов. Популярность маркетплейсов подтверждается и нашими данными: 7 из 10 клиентов обращаются к нам с запросом на создание мультивендорной торговой площадки. Часто наши заказчики задаются вопросом, какую бизнес-модель выбрать, чтобы маркетплейс был прибыльным? Сегодня поговорим о том, кто и зачем запускает маркетплейсы в 2024 году.
Чтобы бизнес был успешным, предприниматель, планирующий запустить маркетплейс, должен разработать и внедрить стратегию эффективного взаимодействия покупателей и продавцов на своей площадке, ежедневно удовлетворяя потребности каждой стороны. Ему предстоит:
- контролировать качество товаров и услуг вендоров;
- обеспечивать стабильный приток пользователей на сайт;
- постоянно внедрять новые идеи для развития маркетплейса;
- улучшать пользовательский опыт;
- обеспечивать стабильную работу сайта и его высокую производительность;
- гарантировать безопасность персональных данных пользователей;
- поддерживать прозрачность денежных транзакций и расчетов с вендорами;
- организовывать работу складов и доставку заказов (если это осуществляется централизованно);
- предоставлять финансовую отчетность в налоговую инспекцию.
Кто и почему запускает онлайн-маркетплейсы
Рынок электронной коммерции в России переживает стадию взросления. 2020 год с его ограничениями, вызванными COVID-19, стал периодом, когда многие предприниматели и потребители впервые начали осваивать eCommerce. Пользователи учились онлайн-шоппингу, а владельцы офлайн-бизнесов спешно запускали интернет-магазины. Многие стали поставщиками крупных торговых площадок, таких как Wildberries и Ozon, но появилось и большое количество предпринимателей, которые решились на запуск собственных маркетплейсов.
Сейчас никого не удивишь покупками в интернете. Аудитория стала более зрелой и требовательной, что побуждает предпринимателей разрабатывать более сложные ИТ-продукты, такие, как онлайн-гипермаркеты. Сегодня эта бизнес-модель более востребована покупателями и выгодна с точки зрения доходности. Разработка занимает 3-6 месяцев, а при грамотном продвижении инвестиции окупаются примерно через год после запуска.
Согласно нашей аналитике, аудитория предпринимателей, заинтересованных в разработке собственных маркетплейсов, такова:
- вчерашние поставщики маркетплейсов, стремящиеся развивать собственный бренд (12%);
- владельцы интернет-магазинов, которые хотят изменить формат своего онлайн-бизнеса (19%);
- владельцы офлайн-компаний, ищущие дополнительные каналы продаж и сбыта товаров (26%);
- стартапы, запускающие свой бизнес с нуля и считающие маркетплейсы самым выгодным решением (43%).
Преимущества маркетплейсов очевидны. Эти площадки востребованы у потребителей, так как:
- Покупатели могут найти все необходимое в одном месте, экономя время на поиски товаров в разных источниках.
- Большой ассортимент и конкуренция среди поставщиков увеличивают вероятность заказа, так как покупатели могут легко найти нужный товар или услугу.
- Бизнес может быть ориентирован на определенную нишу, что делает его более ценным для пользователей. Например, маркетплейс по продаже автомобильных запчастей станет профильным магазином для своей аудитории.
- Часть аудитории уже «теплая»: если у владельцев есть опыт онлайн-продаж, часть их клиентов перейдут на новую площадку.
- Онлайн-гипермаркеты могут продавать товары разных категорий. Если одно направление принесет убытки, они будут компенсированы за счет других.
- Владельцу маркетплейса не нужно ничего производить или продавать. Он получает прибыль другими способами, о которых мы расскажем ниже.
Знание своего продукта или сервиса
При запуске маркетплейса необходимо определить, что именно вы хотите продавать. Возможные варианты включают:
Товары. Например, торговая площадка Рынок-Пятигорск предлагает ассортимент различной одежды, косметики и товаров для дома.
Услуги. Тайский маркетплейс dancebee.net из портфолио Simtech Development позволяет покупать курсы, лекции, индивидуальные занятия у тренеров, учителей и коучей.
Проекты. Такие платформы, как Boomstarter.ru, где авторы проектов ищут финансовую поддержку, а инвесторы — интересные идеи.
Информация и данные. Примером может служить TripAdvisor.
Также нужно определить ассортимент вашего маркетплейса.
Мультипродуктовый. Предлагает ассортимент товаров и/или услуг, как онлайн-гипермаркет ikinokat.com из Туркменистана, разработанный Simtech Development.
Нишевый. Специализируется на определенной отрасли, например, питании, здравоохранении, транспорте, строительстве или образовании. Примером может служить онлайн-магазин askned.com.au в Австралии, специализирующийся на товарах для людей с ограниченными возможностями. Сегодня у него 5 млн активных пользователей, 20 тысяч позиций в каталоге и десятки вендоров.
Независимо от того, что вы будете продавать (товары, услуги, проекты или информацию) и будет ли ваш маркетплейс мультипродуктовым или нишевым, он должен решать конкретные проблемы покупателей и продавцов и удовлетворять их потребности. Проведите исследование рынка, торговой ниши и конкурентов. Выясните, как они работают и чем вы можете отличаться. Это поможет создать уникальное торговое предложение и привлечь покупателей.
Создать маркетплейс и получать с него прибыль — возможно
Создание маркетплейса, который будет приносить стабильный доход, требует тщательного планирования и гибкости. Правильный выбор бизнес-модели, учет потребностей вашей аудитории и постоянное улучшение пользовательского опыта — вот основы успешного проекта.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете не только привлечь пользователей на вашу платформу, но и превратить их в лояльных клиентов, обеспечивая тем самым устойчивый доход и развитие вашего бизнеса. Однако, многие стартапы закрываются на начальном этапе из-за выбора неправильной бизнес модели. В нашей следующей статье мы поговорим о том, как заработать маркетплейсу.