Легкая промышленность России: потенциал и текущие вызовы
Смогут ли отечественные производители одеть нас в модную и качественную одежду. Как повлияли санкции на российских производителей и как удается их преодолевать
Член Общественного Совета Минпромторга РФ, член правления РСПП РФ, председатель Комитета по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности ТПП РФ
Смогут ли отечественные производители одеть нас в модную и качественную одежду? Как Стратегия развития текстильной и швейной промышленности России до 2035 года повлияет на развитие отрасли? В каких аспектах наблюдаются позитивные изменения, а какие точки пока остаются болезненными? Как повлияли санкции на российских производителей и как удается их преодолевать? На эти актуальные вопросы нашему изданию отвечает Президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин.
Андрей Валентинович, СОЮЗЛЕГПРОМ выступил инициатором разработки Стратегии развития легкой промышленности до 2035 года. Расскажите о данной инициативе. На ваш взгляд, какие предпосылки есть сегодня для реализации Стратегии? Каким инициативам она поможет и что, например, пора ломать, чтобы отрасль «вышла из зоны комфорта» и начала полноценно развиваться?
Мы разработали стратегию развития текстильной и швейной промышленности Российской Федерации до 2035 года в сотрудничестве с Высшей школой экономики. Это серьезный аналитический документ, который дает всесторонний анализ текущих тенденций в легкой промышленности как в России, так и за рубежом. Сейчас необходимо утвердить его на государственном уровне, что позволит перейти к более целенаправленному развитию отрасли, основанному на выявленных преимуществах отечественного производства.
Стратегия говорит о нескольких вещах. Первая и базовая, это то, что если Россия не будет иметь собственного сырья, то бессмысленно говорить о развитии отрасли. Сырье, которое мы можем сегодня эффективно производить — это химические и синтетические волокна. Потому что при производстве одних используется целлюлоза, то есть лес, а точнее его отходы, при выпуске других — продукты переработки нефте- и газохимии.
Второй момент: что необходимо для гармоничного развития отрасли, именно всех направлений отрасли, начиная с производства химволокон, тканей, готовой продукции и так далее. Поскольку мир меняется, нам обязательно нужно развивать свою швейку. Сейчас, когда из страны ушли европейские бренды, самое время создать в России, например, в кооперации с Китаем свой центр моды. У нас много талантливых молодых дизайнеров, которым нужно выходить на рынок. В данный момент мы пытаемся совместно с партнерами своими силами создавать кластер индустрии моды в Москве. Все-таки столица — город большой, креативный и начинать нужно отсюда.
Важным шагом является переход от временной поддержки к стратегическому и системному развитию легкой промышленности. Для обеспечения устойчивого роста отрасли необходимо внедрять комплексный подход, который включает в себя не только финансовое обеспечение, но и современные методы рыночного регулирования со стороны государства: разнообразные налоговые льготы и другие меры послабления.
Необходимо подчеркнуть, что легкая промышленность представляет собой не только экономическую категорию, но и значимый культурный и социальный аспект, влияющий на жизнь миллионов людей. Мы уверены, что предлагаемая стратегия станет основой для формирования эффективной государственной политики и устойчивого развития легкой промышленности в стране.
Какие меры со стороны государства, по вашему мнению, наиболее эффективно стимулируют рост промышленности?
Как было сказано выше, нужно сочетать разумную инвестиционную политику, финансовое обеспечение, рыночное регулирование — это все то, что проанализировано и на сегодняшний день прописано в разработанной стратегии.
Прежде всего, необходимо включить легкую промышленность в перечень приоритетных отраслей, что будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата, улучшению технологических возможностей и созданию конкурентных преимуществ. Легпром может расти самостоятельно, однако резко шагнуть вперед он сможет, только если будет принята программа развития, которая учтет современные тенденции и потребности отрасли.
В текущих условиях отечественной промышленности приходится сталкиваться с различными вызовами: большое количество компаний было вынуждено изменить свои подходы к поиску поставщиков, реализовывались новые логистические цепочки, многие переориентируют свою производственную программу под госзаказ. Что Союз делает для того, чтобы отрасль преодолевала их легче?
Поскольку мировой выставочный рынок, в том числе и российский, в значительной степени долгое время находился под влиянием европейских компаний, то сегодня мы устанавливаем сотрудничество со странами Азии и СНГ, в том числе с их промышленными союзами. На сегодня подписаны соглашения практически со всеми государствами, которые работают с Россией плотно и открыто. Прежде всего, разумеется, это Китай, Иран, Индия, Пакистан и другие. Это дает нам возможность широко обмениваться информацией, искать современные методы кооперации. Благодаря нашей совместной работе мы узнаем гораздо больше о партнерах, их потребностях, особенностях рынка, понимаем возможности эффективного взаимодействия, стремимся к построению современных методов и принципов работы. Отмечу, что это партнерство ведется на равноправной основе, что существенно отличает сегодняшнее наше сотрудничество от того, что было раньше.
Вы неоднократно говорили о потенциале швейной промышленности. Станет ли Россия законодательницей моды, с учетом того, что с нашего рынка ушло много западных брендов? Ожидать ли в ближайшем будущем, что мы станем носить стильную и качественную одежду отечественных производителей?
Что ж, производство конечной продукции в нашей отрасли является самым конкурентным направлением в мире. Но сделать это без того, чтобы поддержать эту отрасль, точнее подотрасль, и разработать специальные меры для ее ускоренного развития, и я бы даже сказал, реструктуризации практически невозможно. Конечно, сегодня швейная отрасль, к великому сожалению, очень несовременна, скажем мягко. Ведь ее основу сегодня составляет ИП, которые не имеют возможности приобрести качественное современное оборудование, использовать современные технологии. И этим все сказано.
Развивать подотрасль возможно за счет улучшения технологических возможностей и конкурентных преимуществ. Также мы учитываем опыт коллег из стран СНГ, чтобы правильно его применять во взаимодействии с государствами бывшего Советского Союза, которое будет благотворно влиять как на внутренний российский рынок, так и страны Содружества.
Креативные кластеры в индустрии моды — это красивый миф или реальная перспектива? Инновационный кластер «ЛегПромПарк» — это единичный пример сообщества, где помогают развиваться молодым специалистам и оказывают поддержку или его можно трансформировать в другие регионы России?
Нет, это не миф. Подобные кластеры в том или ином виде реализуются во многих странах, разумеется, что различаются принципы их работы, в том числе и экономические подходы. Важно, что подобная система должна быть грамотно выстроена. Кроме того, если мы говорим о мировых примерах кластеров индустрии моды, то они всегда начинали работу с государственной программы поддержки, которая прежде всего базируется на льготах для резидентов на период от 5 до 10 лет.
Говоря о кластерах моды в России, им также практически невозможно развиваться без помощи государства. Взаимное сотрудничество всех заинтересованных сторон, начиная от органов власти и заканчивая производителями и дизайнерами, имеет решающее значение для достижения поставленных целей и улучшения положения модной индустрии в стране. Именно поэтому, развитие инновационных кластеров — это тоже часть стратегии. И мы не говорим, что это надо делать сразу везде и повсеместно. Сначала на примере Москвы нужно довести до ума пилотный проект «ЛегПромПарк», кстати, при активной совместной работе на это потребуется немного времени. А дальше эту концепцию можно мультиплицировать в регионы, в зависимости от объемов конкретного местного рынка.
Андрей Валентинович, в 2024 году активно развивалось международное сотрудничество. Проделана огромная работа по взаимодействию с Китаем. На каком этапе сейчас кооперация с Индией? С какими еще странами Вы видите наиболее плодотворное взаимодействие? Что СОЮЗЛЕГПРОМ может предложить зарубежным партнерам?
Первое — сегодня результатом нашей совместной работы в значительной степени является активная выставочная деятельность. На нашей главной выставке «ИНТЕРТКАНЬ» в центральном павильоне, который традиционно посвящен достижениям российских производителей, уже представлено достаточное количество современных отечественных производств, которые по сути являются совместными предприятиями с разными зарубежными компаниями, прежде всего турецкими. Поэтому одна из задач — создание и развитие кооперационных связей, исходя из изменения современной логистики и максимального использования имеющихся у нас преимуществ.
В этой связи, конечно, мы предлагаем нашим зарубежным коллегам большой объем сервиса. На нашем сайте Союзлегпрома партнеры могут познакомиться со всеми программами, начиная от «ЛегПромПарка», B2B Marketplace, и заканчивая массой специальных услуг, связанных с работой таможни, налоговыми органами, байерами, а также с юридической помощью на территории России. И, конечно, приглашаем всех заинтересованных участников на такие крупные мероприятия, как российские недели текстильной и легкой промышленности, выставки и форумы.
Сегодня мы расширяем совместную работу на рынках дружественных государств, организуем наши экспозиции, деловые и байерские миссии. В этих направлениях также подписаны соответствующие соглашения.
Международные мероприятия и выставки Союзлегпрома — хорошо зарекомендовавшие себя платформы для решения отраслевых задач. Какие направления будут приоритетными при планировании деловых мероприятий в будущем году?
До начала определенных событий, санкций, мы в значительной степени устранялись от формирования своего собственного рынка и его регулирования. Сегодня требуются новые решения, межгосударственные соглашения, в рамках которых наш бизнес и предприятия получили бы гарантии для расширения кооперации. В этой связи, как никогда возрастает роль конгрессно-выставочной деятельности, которая дает возможности налаживать новые бизнес-контакты и всесторонне обмениваться опытом. Вот, поэтому очень важно быть открытыми к сотрудничеству со всеми нашими партнерами, и чем более упорядочено будет это работать, тем качественнее будет развиваться собственный внутренний рынок и отечественное производство. В этой связи, мы плодотворно работаем с рядом мероприятий, в которых принимаем активное участие. Это, например, международный форум «Содружество моды», который проходил в Санкт-Петербурге, у нас есть совместный план сотрудничества с деловым центром стран СНГ, в рамках которого планируется совместное проведение российской недели промышленности и стран Содружества.