Электронные доказательства имеют существенное значение

Рассмотрим роль цифровых улик в уголовном процессе, их влияние на судебные решения и важность правильной обработки и хранения данных

Алексей Мелков
Руководитель арбитражной и гражданско-правовой практики, адвокат Московской коллегии адвокатов «Клинков, Пахомов и Партнеры» (KP&Partners)

Почетный адвокат России, кандидат юридических наук. Юридическая практика по гражданским, арбитражным и уголовным делам с 1989 года. Эксперт в области банкротства.

Технологии стали неотъемлемой частью современного мира, в том числе и в бизнесе, влияя на то, как стороны общаются, сотрудничают, работают, заключают контракты и даже осуществляют приемку товара и выполненных услуг. В эпоху цифровой трансформации документооборот между контрагентами часто осуществляется в электронно-цифровом виде с применением различных мессенджеров, приложений, электронных почт. Это удобно с точки зрения коммуникации, во многом экономит время бизнесу, а следовательно, происходит экономия денег.

При этом возникают сложности в судах при доказательстве электронного документооборот, либо переписок или иных обстоятельств, которые были зафиксированы в интернете, с применением электронной почты, либо мессенджера. Порою, доказательства могут находиться в сети интернет, на тех или иных сайтах в виде копий интернет-страниц, снимков, видео, аудио файлов.

В статьях 55 ГПК РФ, 64 АПК РФ закреплена возможность предоставления аудио- и видеозаписи. Но ничего не сказано про снимки с экранов, распечатанных копий интернет-страниц.

Согласно ст. 75 арбитражного процессуального кодекса РФ документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием информационно — телекоммуникационной сети «Интернет», а также документы, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и порядке, которые предусмотрены АПК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или договором. При этом, если копии документов представлены в арбитражный суд в электронном виде, суд может потребовать представления оригиналов этих документов.

Законодатель выделил два вида электронных документов: 1) простые (электронные копии документов, электронная переписка и т. д.); 2) заверенные электронной подписью.

Согласно Закону от 27.07.2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» электронный документ — это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно — телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

В статье 434 Гражданского Российской Федерации (далее — ГК РФ) определяет электронный документ как информацию, которую зафиксировали с применением программных средств. Передача такой информации происходит с помощью электронных средств связи или на электронных носителях.

Верховный Суд РФ в пункте 13 Постановления Пленума от 22.06.2021 N 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства» разъяснил, что « Направление обращения с использованием информационно- телекоммуникационной̆ сети (например, по адресу электронной̆ почты, в социальных сетях и мессенджерах) свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора исключительно в случае, если такой̆ порядок установлен нормативным правовым актом, явно и недвусмысленно предусмотрен в договоре либо данный способ переписки является обычной̆ сложившейся  деловой практикой между сторонами и ранее обмен корреспонденцией осуществлялся в том числе таким образом.

Для признания юридической силы переписки в мессенджерах необходимо прежде всего понимать, что из данной переписки представляет возможным достоверно установить, что вы ведете общение с конкретным лицом, что стороны действуют от собственного имени или от имени компании. Если сторонами в договоре определен конкретный адрес электронной почты, а переписку ведут они совершенно с другого, то суд будет рассматривать буквальное толкование, что указано в договоре. Если в договоре прописан конкретный адрес электронной почты, это предполагает, что стороны общаются только в рамках этого адреса. И для избежания разночтения данный аспект следует учитывать.

При этом, в судах более высокой степенью доверия к документам, имеет нотариальное заверение таких электронных документов. Простая распечатка страницы, без нотариального заверения, судами в качестве доказательства, может быть, не принято, по формальным основаниям.

Для заверения электронного документа следует подать заявление нотариусу, где указываются URL интернет-страницы, подлежащей осмотру, доменное имя ресурса (сайта) на котором эта страница расположена с описанием пути перехода к ней, а также информация о цели заверения такого доказательства.

По результату осмотра информации в сети Интернет, нотариусом составляется протокол осмотра письменных доказательств, в котором должны быть указаны основные реквизиты и обстоятельства, обнаруженные при осмотре, технические средства, которые использовал нотариус, время и место нотариального заверения. А также, описание не только непосредственно интернет-страницы и конкретной информации на ней, но и процедуры доступа к ней и порядка действий, которые совершены для такого доступа. К протоколу также подшивается распечатка отображения страницы с экрана.

Суды сталкиваются и с фальсификацией доказательств, когда мошенники создают зеркальное доменное имя добросовестной компании и выступают от их имени, обманывая контрагента.

При рассмотрении таких дел допускаются судебные ошибки и производятся взыскания с добросовестных компаний. Так, Постановлением АС Северо-Западного округа от 19.01.2023 по делу N Ф07-20650/2022, были отменены судебные акты первой и апелляционной инстанции, удовлетворившие исковые требования истца, в связи с тем, что судами не были исследованы доводы ответчика о том, что доменное имя, от которого велась переписка, не принадлежит ответчику, а доверенности на получение товара сфальсифицированы.

При последующем рассмотрении, судами было отказано в исковых требованиях, так как переписка, от лица ответчика, осуществлялась с использованием адресов электронной̆ почты домены которых не зарегистрированы на имя ответчика.  Суду были представлены распечатки из базы WHOIS (сервиса по получению регистрационных данных о владельцах доменных имен), из которых следовало, что доменные имена были зарегистрированы на физических лиц, за несколько дней до поставки.

Необходимо внимательно изучать электронные документы, заверенные нотариусом представленные сторонами, в судах для сравнения с подлинными доменными адресами, чтобы избежать необоснованных потерь.

Также, при составлении договоров рекомендовано подробно прописывать электронный документооборот, с указанием конкретной почты сторон. Возможно прикладывать подтверждение от провайдера (УЦ) подлинности электронной подписи. При необходимости — подтверждение (отчет) о том, что при использовании IP-адреса истца или ответчика все подключения истца или ответчика, как отправителя или получателя документов, идентифицируются в интернете с IP адресом сторон.

При разрешении судебного спора, качественно собранные и надлежащие заверенные электронно-цифровые доказательства, могут сыграть решающее значение и позволить отстоять правовую позицию клиента.