Как развиваются современные дата-центры в регионах
В статье рассматриваем перспективы у новых дата-центров в регионах России
Отвечает за развитие инфраструктуры компании EdgeЦентр
Столичный ажиотаж
Развитие рынка цифровых услуг требует постоянного роста ИТ-инфраструктуры. С увеличением трафика мы можем констатировать пропорциональный рост вычислительных мощностей и систем хранения информации. Сегодня Россия находится в активной стадии цифровизации, логично, что в такой ситуации общее количество дата-центров должно год от года расти. На рынке появляются новые игроки, среди которых, например, девелоперы, рассматривающие ЦОД как объекты коммерческой недвижимости. Этот сегмент является абсолютно рыночным и отражает увеличивающийся спрос на инфраструктурные и облачные сервисы. Сегодня, по данным iKS-Consulting, объем рынка дата-центров в РФ достигает около 100 млрд рублей. Большая часть доходов, более 56%, приходится на облачные услуги, около 43% — на колокацию.
По итогам 2024 года общее число стойко-мест по стране должно достичь 84 тысяч. Но по-прежнему их подавляющее большинство будет сосредоточено в Москве — это около 75% от общего числа. В Санкт-Петербурге — в районе 12%, в регионах — примерно 13%, при том распределены они неравномерно. При этом большее число региональных ЦОДов находятся в Башкортостане, Тверской и Ярославской областях, Хабаровском крае, во Владивостоке и на Сахалине.
Нехватка дата-центров в регионах еще какое-то время будет проблемой. И в первую очередь чувствуется дефицит коммерческих ЦОД. Этот рынок развивается кластерно, и сейчас мы наблюдаем момент перенасыщения ключевых локаций — в первую очередь в Москве. При том, что спрос на услуги дата-центров тоже растет, мы получаем замкнутый круг: основные площадки располагаются в столице, но и они раскупаются уже на этапе строительства. Для будущего здания еще роют котлован, а все стойки в нем уже разобраны.
А что в регионах
В последнее время все больше компаний заявляют о своем интересе к развитию региональных сетей ЦОД. Планы по строительству крупных дата-центров в регионах обсуждаются давно, однако зачастую громкие слова остаются лишь планами. Вне столиц спрос невысок, и в этом есть ключевая проблема. Там не требуется фантастических масштабов строительства, однако те, кому мощности на самом деле нужны, получить их не могут. В Москве издержки строительства инвестор может отыграть за счет высоких продаж, в регионах любой дата-центр будет окупаться значительно дольше. Поэтому их почти никто не строит.
Коммерческие провайдеры не хотят рисковать и выводить на региональный рынок слишком большое количество стоек одномоментно. Увы, для этих решений есть свои причины, предшествующая негативная практика. Например, в 2015 году в Иркутской области планировалось начать строительство крупного дата-центра на 8 тысяч стоек. Предполагалось, кроме отечественных клиентов, привлекать фирмы из Китая, но в итоге проект так и не был реализован. Кроме того, даже запущенные площадки не всегда оправдывают ожидания своих владельцев. Так, в Воронеже еще более 10 лет назад был открыт ЦОД на 200 стоек, впрочем, до сих пор в эксплуатации находится лишь пятая часть от этого количества.
Сегодня регионы если и располагают, то не специальными, а скорее приспособленными зданиями, которые раньше использовались совсем с другой целью. Нечто, что было переделано в ЦОД: преимущественно площадки, где есть достаточные ресурсы энергоснабжения. Сделали ремонт, поставили кондиционеры, подвели оптоволокно, если повезет — придумали, как это охранять. Но это все равно не специализированные помещения, какие строятся в Москве. Зачастую якобы «дата-центры» располагаются в выделенных комнатах при каких-то зданиях. Но в таком случае это вообще нельзя называть ЦОД. Это будет просто серверная. Одно из основных определений центра обработки данных: это обязательно должно быть отдельное сооружение. Плюс — системы резервного электропитания, охлаждения и охраны. И именно в таких сегодня нуждается бизнес.
На родных просторах
Почему же и для кого важно наличие ЦОД в регионах? В первую очередь, это компании, у которых есть потребность организовать свои кластеры непосредственно рядом с конечными потребителями. Например, EdgeCenter. Это в первую очередь — сеть доставки контента, CDN. Россия — страна огромная, и просто нет возможности раздавать весь трафик из Москвы. Поэтому для наших проектов мы находим некий хаб, где есть много региональной связности, и развиваемся на этих мощностях. Это так называемый оверлей, «наложенный сервис». Он «живет» поверх построенных магистралей интернета и активно пользуется сервисами, предоставленными дата-центрами и операторами связи. А уже на нашей базе услуги получают наши клиенты. При этом во многом нашему росту способствует увеличение их потребностей.
Мы должны подстраиваться под бизнес заказчиков, расти сами вместе с ними. Услуги по доставке контента (допустим, стриминговые платформы, онлайн-кинотеатры и так далее) опираются на сети операторов связи или размещают оборудование непосредственно на их узлах. И тут часто критически важно, чтобы география доступных точек могла обеспечить клиенту страховые ресурсы в случае каких-то проблем в определенной локации. Например, при сложностях в Хабаровске контент смог бы раздаваться из Магадана — пусть это и другой регион, но всяко ближе, чем Москва. Вот почему сегодня очень важно наличие качественной инфраструктуры в регионах.
От мала до велика
Для заказчика размещение ЦОД в регионе его присутствия означает гарантию скоростного и надежного соединения. Кроме того, существует потребность в качественной техподдержке в соответствии с часовыми поясами. Региональные дата-центры нужны государственным организациям с офисами по всей России. Иметь возможность присутствия на местах также важно среднему и малому бизнесу. Например, сеть доставок быстрого питания, где в определенной местности может располагаться около ста точек. Для клиента будет важна внутренняя, локальная связь, а для этого, в свою очередь, потребуются услуги провайдера и наличие дата-центра, в котором этот провайдер будет представлен со своей инфраструктурой. Такая же ситуация может быть и с ритейлом. Правда, если сеть крупная, заказчик уже сам готов выйти на строительство своего ЦОД. На небольших объемах — до 500 стоек, выгоднее использовать коммерческое коло, а если нужно больше или есть специальные требования — рассматривать строительство и эксплуатацию своего ЦОД.
Есть и другие компании, которые нуждаются в больших объемах, но им повезло — строить в гигантских масштабах им не надо, так как они получили хорошее наследство.
Свои региональные ЦОД имеет и ряд промышленных производств, однако и тут есть нюансы. Как правило, это будут небольшие дата-центры, локализованные строго в местах расположения комбинатов.
Есть, на что надеяться
Тем не менее попытки расширить сеть ЦОД в регионах продолжаются. В текущем 2024 году в российских областях всего должно быть открыто около 6,5 тысяч новых стойко-мест. Если все планы провайдеров будут реализованы, то к концу этого года доля региональных дата-центров немного подрастет с текущих 11% до 14%, однако пока что это все равно очень мало.
Впрочем, грядущие планы вселяют оптимизм. Буквально в сентябре власти Коми объявили о масштабном проекте по строительству в регионе 15 ЦОД с общим объемом вложений в 35 миллиардов рублей. Также готовится проект по созданию дата-центра для развития искусственного интеллекта на территории Якутии.
Одно из новшеств в ЦОД-сегменте — разработка моделей модульных дата-центров для размещения на атомных станциях. Пилотной площадкой станет Нововоронежская АЭС, а далее до конца 2025 года проект планируется тиражировать на Балаковскую и Смоленскую атомные станции. Это будут комплексные решения, позволяющие обеспечить непрерывность работоспособности ИТ-систем любого предприятия.
Исходя из этой ситуации, очевидно, что ЦОД-бизнес в регионах будет развиваться, однако не стоит ожидать, что это произойдет так быстро, как хотелось бы определенным сегментам экономики. Любой дата-центр — это капиталоемкий проект с достаточно длинным сроком окупаемости. Во многом поэтому — чем больше клиентов нуждаются в стойках, тем лучше себя будут чувствовать операторы. И наоборот: заказчик придет в коммерческие ЦОД, если его будет устраивать локация и цена, а это возможно лишь в ситуации стабильности этого рынка.