Почему в России стали больше вкладываться в НИОКР
Российский бизнес наращивает инвестиции в научные исследования и разработки. Александр Казеннов объясняет, при чем тут импортозамещение и нейросети
Окончил МИЭТ. Пришел в ALP Group в 2008 году. С 2016 года занимает должность руководителя корпоративных практик.
По данным совместного исследования Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ и Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), за последние три года расходы российских компаний на инновации увеличились: 38% респондентов отметили их значительный рост.
В опросе приняли участие 66 компаний, преимущественно относящихся к высокотехнологичным отраслям промышленности (производство компьютеров, электронных и оптических изделий, готовых металлических изделий, электрического оборудования и прочего), из них 40 — компании с численностью сотрудников свыше 500 человек.
Опыт проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее — НИОКР) в последние годы имели 86% опрошенных компаний. Чаще всего они выполняли исследования и разработки своими силами (91%), хотя многие также привлекали внешних исполнителей — государственные вузы и НИИ на договорной основе и/или частные исследовательские организации.
Согласно прогнозам аналитиков, расходы на НИОКР продолжат расти как минимум до 2027 года, хотя динамика может быть чуть более сдержанной в сравнении с текущим периодом.
Почему выросли расходы
В последние два–три года потребность в импортозамещении стала особенно актуальной. Компании вынуждены переходить на импортонезависимые альтернативы иностранным решениям, аналогов которым в стране раньше не было. Чтобы становиться лидерами отраслей и успешно находить новые IT-решения, компаниям необходимо вкладываться в НИОКР.
Опираясь на личный опыт, могу сказать, что чаще всего инновационные разработки вызваны как раз тем, что при автоматизации конкретного бизнеса мы сталкиваемся с отсутствием необходимого решения на рынке. Иногда это вопрос замены иностранного продукта, а иногда — создания уникального решения под специфику и потребности заказчика.
Второй фактор, способствующий росту НИОКР в последние годы, — это скачок в развитии искусственного интеллекта. Последние версии нейросетей позволяют любому человеку даже без технических знаний сгенерировать оригинальную бизнес-идею. Многие представители бизнеса сейчас активно используют этот инструмент и находят с его помощью новые идеи и ниши, которые могут «выстрелить». Как правило, среднестатистическому инженеру трудно придумать креативную идею для бизнеса, а для маркетолога, взявшего на вооружение ИИ, — это уже несложная задача.
Что сдерживает развитие НИОКР
Однако в развитии нейросетей кроется и одна из ключевых причин торможения НИОКР. Некоторые идеи, предложенные искусственным интеллектом, слишком нереалистичны: они не учитывают тех или иных реалий бизнес-среды, а также человеческих и финансовых ресурсов конкретной компании.
Складывается впечатление, что нейросети сегодня развиваются слишком быстро, и специалисты не всегда оказываются готовы к таким стремительным изменениям. При этом сама сфера IT достаточно перегрета. Далеко не все вчерашние «студенты», пришедшие в индустрию после онлайн-курсов по программированию, способны воплотить в жизнь нетиповое, нешаблонное решение, предлагаемое искусственным интеллектом. И это, возможно, самая серьезная проблема, которую индустрии предстоит решить в ближайшем будущем.