5 советов руководителю для эффективного управления командой
Как руководителю ставить задачи, распределять нагрузку и мотивировать команду и при этом не выгорать самому и не развалить бизнес
Маркетолог с 15-летним стажем, сертифицированный коуч, эксперт по обучению «Яндекса», автор книги «Экспертный контент в маркетинге».
Каждый руководитель периодически чувствует себя кормилицей. Я — регулярно. Один клиент, с которым мы 3 месяца работали над построением отдела контент-маркетинга, в нашу последнюю планерку, где я передавала отдел в самостоятельное плавание, так и сказал
«Света, как от груди отнимаешь».
С одной стороны, это лестно, когда ты весь такой необходимый, незаменимый и без тебя ни один вопрос не решается. С другой стороны:
- Утомительно
Если команда (твоя или клиентская, не важно), не может самостоятельно находить информацию и принимать решения, ты можешь оказаться высосан досуха.
- Тупиково
Если ты единственный источник информации, решений, мотивации и энергии, развития и масштабирования не будет.
В первую очередь я заметила это при построении отделов у клиента. Сначала я так стремилась отработать деньги заказчика, что делала за сотрудника практически все:
- На планерках наставляла и пересказывала ключевые идеи своего курса по экспертному контенту. Сотрудник кивал, а через неделю не мог вспомнить ни слова из того, что я говорила.
- Генерировала ключевые гипотезы о продвижении. Сотрудник иногда их проверял, иногда нет.
- Правила каждое слово в текстах, переписывала до идеала. И когда через месяц заходила в блог посмотреть, как сотрудник пишет сам, могла увидеть крайне слабый текст или рассылку в почте.
«Люди вообще не обучаются!»,
скрежетала я зубами. А потом поняла, что дело во мне и перестроила работу:
1. Стала не говорить, а задавать вопросы на планерке:
«Ты смотрел мой курс? Что я говорю об этом вопросе в уроке про воронки в контенте, какие там перечислены варианты воронок?».
Некоторым сотрудникам, чтобы хоть что-то усвоить, приходилось пересматривать трижды.
2. Оформила чек-листы по каждой единице контента на основе правок. И теперь прежде чем смотреть сама, даю чек-лист на самопроверку.
3. Если сотрудник задает вопрос «что мне делать с...» в первую очередь спрашиваю, какие у него варианты и какие плюсы и минусы он видит по каждому.
Знаете, что в этом было и есть самое сложное? Дать себе право не быть свиноматкой. Кажется, раз работодатель оплатил твои услуги, ты должен снабжать его сотрудника идеями, решениями, энергией, молоком...
Каждый раз я напоминаю себе: чем более проактивной и полезной буду я, чем больше заберу на себя работу с клиента и нанятого сотрудника сейчас, тем тяжелее им будет работать, когда я уйду. Потому что они не получили нужной нагрузки.
Та же засада с собственной командой
Есть сотрудники, которым достаточно совсем немного внимания, несколько встреч, где ты нарисуешь его цель, ожидания от работы, покажешь пару примеров, и все, они сами двигаются дальше.
Есть сотрудники, которым надо многократно разжевывать, переваривать, а потом кормить с ложечки. И я пока не умею видеть таких на этапе найма, только в бою (и не уверена, что это видит хоть кто-то, на собеседованиях все распушают перья).
Что я поняла
1. Люди растут на проблемах
Если вы каждый раз героически бежите подстелить соломки, подстраховать, спасти сотрудника от ошибки, он учится беспомощности. Если же человек сам справился с проблемой, то:
- он начинает предвидеть их и предотвращать,
- ты перестаешь быть незаменимым.
2. Уровень проблем должен быть чуть-чуть на вырост сотруднику
Не такая большая, чтобы его придавить. Но и не такая легкая, что ему скучно. Должно быть интересно, немного страшно (но не парализующе страшно) из-за выхода из зоны комфорта. Чем чаще человек из нее выходит, тем больше становится его зона возможностей.
3. Не надо испытывать вину за недостаточный онбординг нового сотрудника
Конечно, нужно выстраивать бизнес-процессы, порядок в хранении и передаче информации. Но когда бизнес растет, нужно одновременно и строить лодку, и плыть на ней. Если сотрудник готов работать только когда перед ним на блюдечке все разложат, толку будет мало. Потому что энтропия не убывает, и как бы вы не систематизировали и упорядочивали хаос, он будет нарастать с ростом клиентов, проектов, сотрудников.
4. Уходить в другую крайность — кидать стажера в воду и смотреть, как выплывает, тоже не стоит
Героиня Мэрил Стрип из фильма «Дьявол носит Прада» сэкономила бы в том числе свои нервы, если б не требовала телепатически угадывать ее потребности и задачи. А дала задание собрать всю вводную информацию для нового стажера в одном месте.
5. Нельзя давать сотруднику пересадить мартышку на ваши плечи во время планерки
Есть популярная статья об управлении временем. В ней описывают встречу менеджера и подчиненного в офисном коридоре, где сотрудник сходу заводит разговор о проблеме. Руководитель может ему помочь, но не мгновенно, поэтому отвечает: «Я подумаю и сообщу, что тут можно сделать». В итоге из разговора он выходит с мартышкой — перепрыгнувшей на плечи задачей.
И если каждый подчиненный пересадит своих мартышек на ваши плечи, не останется времени заботиться о вашей горилле.