Убеждения без принуждений: как коллекторы возвращают долги
Об эффективных методах взыскания и стратегии Soft-collection рассказывает операционный директор ПКО «Защита Онлайн» Валерий Зоткин
Эксперт в области взыскания, развития и автоматизации бизнес-процессов, цифровых технологий. Участвовал в развитии 2-х коллекторских агентств. Более 15 лет опыта в менеджменте.
Наше агентство работает в рамках так называемого Soft-collection. Один из методов ― дистанционное досудебное взыскание просроченной задолженности. Взаимодействие с клиентами осуществляется посредством телефонных звонков, sms-оповещений, email-рассылок. Главная цель контакта ― разъяснить ситуацию, побудить человека к погашения долга и избежать перехода к исполнительному производству.
К каждому должнику мы применяем свои методы взыскания. Наших клиентов можно разделить на три категории.
- Первые ― это платежеспособные должники, которые знают о наличии долга, но по каким-то причинам не спешат его погашать.
- Вторые ― клиенты, которые признают задолженность, но и не имеют возможности погасить ее.
- Третья категория ― те, кто не признает существующую задолженность, избегают ответственности и взаимодействия с коллекторами.
Индивидуальный подход крайне важен, ведь каждый должник ― это уникальная ситуация. Причины возникновения долга, финансовое положение, психологические особенности ― все это требует анализа. Универсальные методы могут оказаться неэффективными. Нужен гибкий подход с учетом особенностей каждого клиента.
Когда должник чувствует, что к нему относятся с пониманием и уважением, он с большей вероятностью пойдет на конструктивный диалог и будет готов к компромиссу. Это повышает шансы на успешное взыскание. Грамотно выстроенная работа с должником снижает риски возникновения судебных споров и необходимость применения крайних мер взыскания.
Так, для эффективной работы с клиентами первой категории мы применяем переговоры. Наши сотрудники четко разъясняют сложившуюся ситуацию и рассказывают о последствиях неуплаты долга. Клиенты осознают, что чем скорее они решат вопрос, тем большую выгоду они получат.
Когда нам попадаются должники из второй группы, включается режим консультаций. Этот метод предполагает поиск способов решения финансового вопроса. Наши специалисты предлагают приемлемые условия по урегулированию задолженности ― согласование удобного графика платежей, возможность временной отсрочки или частичного списания долга. Однако, повторюсь, все зависит от конкретной ситуации.
В случае со злостными неплательщиками вышеописанные способы не работают. Здесь требуются уже радикальные методы ― исполнительное производство согласно вынесенному судебному решению.
В сфере взыскания важно держать руку на пульсе: следить за законодательными изменениями и быстро адаптироваться к ним. Решение новых задач требует от нас разработки новых методов и способов взаимодействия с клиентами. В частности, использования современных технологий и программного обеспечения. Они оптимизируют процессы и повышают эффективность взыскания.
Самое простое, что у нас есть ― онлайн-оплата задолженности на сайте. Также мы используем CRM-системы для контроля и анализа общения с должниками и автоматизации напоминаний.