ALP Group 26 сентября 2024

Зачем крупным холдингам цифровые экосистемы

Александр Казеннов рассказывает об истории и эволюции современных IT-экосистем в условиях цифровой трансформации

Александр Казеннов
Руководитель корпоративных практик ALP Group

Окончил МИЭТ. Пришел в ALP Group в 2008 году. С 2016 года занимает должность руководителя корпоративных практик.

Что такое цифровая экосистема

Цифровая бизнес-экосистема — критически важная преобразующая сила рабочих процессов внутри компании. Эта концепция впервые появилась в 2002 году, когда группа европейских исследователей интегрировала метафору природной экосистемы в мир информационных технологий. Согласно их определению, цифровая экосистема — это распределенная адаптивная система, которой свойственны такие природные качества, как самоорганизация, масштабируемость и устойчивость.

Сегодня цифровую экосистему определяют как комплекс информационных систем, технологий, ИТ-продуктов и сервисов, взаимодействующих между собой и образующих единую сеть. Как следует из определения, эта концепция шире традиционной ИТ- и бизнес-инфраструктуры. Экосистема состоит из многих элементов: от конечных клиентов, облачных вычислений, серверов и анализа данных до приложений на базе искусственного интеллекта и датчиков Интернета вещей. В совокупности эти компоненты составляют целостную среду и обеспечивают беспрепятственное взаимодействие пользователей, а также способствуют инновационному совершенствованию современных цифровых продуктов. Появление экосистем — важный шаг в развитии индустрии, так как они обеспечивают наиболее полный и удобный опыт пользования продуктом.

Может показаться, что цифровые экосистемы — это сложное и специализированное понятие, но на самом деле они знакомы каждому. Например, кластер сервисов Сбера, МТС, Т-Банка или Яндекса. Когда вы создаете один аккаунт, вы получаете доступ к ряду услуг — от денежных переводов до онлайн-кинотеатров — а ваши данные свободно передаются между разными подсистемами. Такие «внешние» экосистемы, удобные для бытового использования, стали появляться на рынке примерно в начале 2000-х годов. Их задача — ориентируясь на потребителя, обеспечить исключительное качество обслуживания. Это достигается с помощью инструментов анализа данных и потребностей клиента. Например, банк предлагает категории повышенного кешбэка, основываясь на индивидуальной покупательской активности. Как правило, такие экосистемы создаются ИТ-подразделениями компаний-гигантов без привлечения внешних подрядчиков (за исключением случаев, когда они приглашаются в роли консультантов).

Внутренние цифровые экосистемы есть почти в любой крупной компании вне зависимости от ее экономической отрасли и работают по такому же принципу — объединяют взаимосвязанные приложения — просто пользуются ими не все жители страны, а десятки тысяч сотрудников организации. Внутрикорпоративные цифровые экосистемы включают в себя цифровые инструменты, которые оптимизируют бизнес-процессы, увеличивают операционную эффективность компании и улучшают процессы коммуникации.

«Внутренние» экосистемы, так же как и «внешние», делают опыт использования единой учетной записи (в данном случае — сотрудниками) более удобным. Например, главный бухгалтер может проверить данные по закупке из системы коммерческого учета и сопоставить их с актом сверки от контрагента, не выходя из системы бухгалтерского учета. 

Реализацию такого рода проекта может осуществлять внутренняя ИТ-служба или нанятый извне интегратор. В последнем случае привлеченная ИТ-компания проводит предпроектное обследование, анализирует бизнес-процессы, выявляет потребности клиента и составляет план, а затем осуществляет внедрение, сопровождение и поддержку.

Эволюция цифровых экосистем

Стремительно развивающиеся технологии — рост облачных вычислений, распространение больших данных, прорыв в области искусственного интеллекта — изменили типичный ландшафт экосистем и ускорили темпы их трансформации на фоне общей цифровизации. На смену иерархическим структурам пришли более гибкие и адаптивные экосистемы, которые способны оперативно реагировать на изменения рынка и зарождение новых технологий.

Современная цифровая экосистема включает в себя:

  • Инфраструктуру: облачные и внутрикорпоративные платформы. Они лежат в основе цифровых экосистем и обеспечивают масштабируемость, гибкость и доступность цифровых услуг.
  • Аналитику данных: благодаря этому компоненту принимаются грамотные управленческие решения. 
  • Интеграционные платформы: они объединяют различные приложения и системы, создавая единую и эффективную цифровую среду.
  • Протоколы безопасности: целостность цифровой экосистемы во многом основана на надежных механизмах защиты данных.
  • Инструменты для совместной работы: сервисы для коммуникации между сотрудниками в режиме реального времени.

Какие бывают экосистемы

Цифровые экосистемы делятся на открытые, закрытые и гибридные. Открытые базируются на опенсорс-решениях, общераспространенных продуктах с открытой лицензией и продуктах с бесплатным кодом (деньги платятся только за их поддержку). Конкуренция поставщиков продуктов никак не ограничена оператором системы, и недискриминационные критерии присоединения участников выкладываются в открытый доступ.

Закрытые системы представляют собой замкнутые сети ИТ-решений. Это значит, что софт работает только с определенными шинами передачи данных и поддерживает определенные стандарты обмена данными, которые в рамках других решений не работают. Такие системы сложно или порой невозможно интегрировать с «внешним миром». Пример закрытой экосистемы, с которым, вероятно, знакомы все — это iOS.

И третья модель — гибридная — становится все более популярной в последнее время. В ней сочетаются открытые и закрытые платформенные решения. Примером такой экосистемы служит отечественная операционная система «Аврора». Примечательно, что раньше крупные российские корпорации отдавали предпочтение именно закрытым экосистемам с независимыми каналами коммуникаций и ключом шифрования данных. Но в связи с общемировыми трендами на рынке сейчас компании все чаще приходят к гибридным решениям.

Может сложиться впечатление, что гибридные экосистемы защищены меньше, чем закрытые. Однако необходимо понимать, что причина большинства современных утечек не опенсорс-уязвимости, а халатность в обращении с протоколами информационной безопасности. Большая часть ответственности тут лежит на пользователе. Закрытая система тоже поддается взлому, если сотрудники компании пренебрегают правилами цифровой гигиены. Поэтому при построении гибридного контура важно проконсультироваться со специалистами по кибербезопасности. Они помогут создать модель защиты данных до того, как эти данные начнут формироваться в экосистеме. Таким образом получится минимизировать риск потери данных. 

В условиях стремительно развивающихся технологий создание и совершенствование надежных цифровых экосистем становится стратегическим императивом для крупных российских предприятий. Использование потенциала современных цифровых технологий для создания целостной и взаимосвязанной структуры не только выгодно выделяет компанию на фоне конкурентов, но и становится фундаментом для инноваций, эффективности и устойчивого успеха в быстро меняющейся бизнес-среде.