Курсы как путь развития бизнеса
Интервью с руководителем образовательного направления в издательстве МИФ Марией Хомусяк
Руководитель образовательных продуктов издательства МИФ.
С 2019 года издательство МИФ выпускает образовательные онлайн-продукты. Мы поговорили с Марией Хомусяк — руководителем образовательных продуктов издательства МИФ — и узнали, как в издательстве появилась идея запустить новое направление, как находят экспертов и какой продукт стал флагманом.
Мария, расскажите, почему в издательстве появились курсы? Как вы выходили на рынок edtech?
Курсы — это логичный трек нашего развития. В МИФе много сильных авторов. За 18 лет мы накопили серьезную экспертизу в создании и дистрибуции контента: у нас развитый блог, социальные сети и рассылки, много публикаций в СМИ.
Мы понимаем, как писать и работать с контентом, сами читаем сотни книг. Хочется поделиться всем этим опытом, а еще рассказать про авторов и их труд не только в привычном формате. Поэтому выбрали такой путь развития.
Мечта делать курсы зародилась много лет назад у Юлии Баяндиной — содиректора и партнера издательства. Полноценно направление работает с 2019 года. Тогда собралась кросс-функциональная команда с разнообразной экспертизой — в запуске новых продуктов, маркетинге, продакт-менеджменте. Например, я работала маркетологом и не имела отношения к образовательным продуктам.
Сначала мы делали бесплатные курсы, изучали рынок, проводили исследования и сами учились. Когда накопили опыт, то запустили первый платный курс — «Быть собой». Он стал успешным, и мы получили столько позитивной обратной связи от учеников, что поняли: надо продолжать. Так начали готовить новые продукты, отстраивать процессы, набирать команду.
Мне кажется, сложнее было не запустить один курс, а масштабироваться — вырасти из одного продукта в прибыльное и успешное направление. И каждый день в течение этих четырех лет мы непрерывно растем: 40% учеников возвращаются за новыми курсами и лекториями. А после благодарят за полезные знания и классно проведенное время (часто мы организуем комьюнити вокруг курсов). Это дает нам мотивацию работать.
Как образовательные продукты встраиваются в портфель издательства?
МИФ стремится стать для авторов площадкой с разными возможностями для развития. Например, кроме бумажного издания мы делаем с автором электронную и аудиокнигу, можем записать подкаст, запланировать совместный проект с партнером и, конечно, создать курс. Направление образовательных продуктов не стоит отдельно, а является логичной частью издательства.
С другой стороны, мы делаем продукты для клиентов. Они любят книги МИФа и разделяют наши ценности. Для них мы тоже хотим развивать продукты и услуги. Например, читатель интересуется серией «Мифы от и до» и мы советуем ему пройти лектории по той же теме. Курсы дают возможность учиться, и делать это легко и интересно. Все это дополняет книги.
Курсы — это опыт и для авторов, и для клиентов МИФа. Автор может написать книгу, создать подкаст или курс. А читатель — потреблять контент так, как удобно: читать, смотреть вебинары и делать упражнения, слушать книгу.
На какие ценности опирается команда при разработке курсов?
Нам созвучны главные ценности МИФа: человечность и гуманизм. Команда не делает продукты, которые с ними не соотносятся. Кроме того, у меня есть своя позиция — никогда не выпускать то, что может навредить, особенно здоровью.
Мы работаем с проверенными экспертами и создаем курсы, которые сами хотели бы пройти: сотрудники МИФа тоже на них учатся. Разрабатывая продукт, мы думаем — что полезного можем дать ученикам? Один из наших критериев — та ценностная цель, которую человек хочет достичь обучаясь: например, подняться по карьерной лестнице — и для этого он приходит на курс «Магия Excel», или заявить о себе миру, написав книгу — и тогда он учится на курсе для будущих авторов «Цех». Поэтому стараемся выявлять потребности и закрывать их.
Какой он — студент курсов?
У МИФа разнообразная аудитория, но есть и общие паттерны. Наш студент — это человек, который стремится к самообразованию, любопытный и живо интересующийся миром вокруг. Конечно, целевая аудитория и ее цели на обучение разнятся от продукта к продукту. Но общие качества, пожалуй, таковы.
На мой взгляд, сотрудники издательства — такие же: они сами читают наши книги, проходят курсы и хотят развиваться.
Какие направления и форматы образовательных продуктов есть сейчас? Почему именно они?
Ключевое направление — работа с книгой и текстом. Сейчас запущены курсы «Я — редактор» и «ЦЕХ», мастерская по прозе Young Adult «До встречи в книжном». Мы создали их на основе экспертизы и опыта, накопленного в издательстве и нашими авторами. Еще мы умеем классно писать и считаем это своей сильной стороной, поэтому запустили практические курсы «Пишут все!» и «Текст как инструмент».
Второй большой блок — лектории. Темы касаются культурных феноменов, истории, искусства, мифологии и литературы. В МИФе выходит успешная серия книг «Мифы от и до», которая знакомит читателей с мифологией разных стран и цивилизаций. Команда курсов тоже развивает это направление — только в формате лекториев.
Экспертами выступают ученые и «узкие» специалисты, которые дают уникальный материал. Однажды проводили лекторий, где Александра Леонидовна Баркова — исследовательница мифологии и фольклорист — рассказывала о собственном научном открытии, которое сделала, готовясь к лекциям!
Еще мы работаем с темами психологии и заботы о здоровье. Например, запустили уже четвертый поток курса «Выгорание» — для тех, кто уже на грани, но еще есть силы, чтобы помочь себе. Есть линейка продуктов для развития hard skills, которые помогают в работе или ведении бизнеса: «Магия Excel», «Свой бизнес: маркетинговые исследования», «Презентация как искусство», «Управление в эпоху перемен».
И, конечно, мы всегда оставляем место для экспериментов. Они помогают развиваться и находить новые темы для курсов и книг. Запускаем их в небольшом формате, иногда даже бесплатно, чтобы прощупать интерес. Если видим отклик, то масштабируем. Темы, которые плохо заходят, откладываем. Примеры таких курсов — «Сила моей истории», «В поисках смысла», «Русь интимная».
Как находите авторов и лекторов для проектов?
Довольно часто авторы книг выступают экспертами образовательных продуктов. Но бывает и наоборот: мы находим для курсов профессионалов с соответствующим уровнем образования и экспертизы, а они впоследствии пишут книги. Так мы работали с Ириной Васильевой, автором книги «Советы карьерного консультанта», и Натальей Колбасиной, финансовым коучем и соавтор курса «Кошелек и жизнь».
Бывает, что редакторы сначала предлагают автору поработать над курсом, а потом написать книгу. Благодаря такому решению мы можем протестировать тему или часть материала. Нам проще разработать два курса, чтобы понять, какая из тем будет интересна аудитории, какие вопросы на самом деле волнуют людей. Это поможет в будущем сделать более успешную книгу.
Мы стремимся к тому, чтобы круг замкнулся: авторы книг становились экспертами курсов и наоборот. МИФ — автороцентричное издательство. Для нас важно, чтобы авторы могли развиваться с нами и проявлять свои таланты. Наш образ будущего — Вселенная МИФа с разными продуктами и любимыми авторами, в которой мы выступаем поддержкой для экспертов и несем ценности и знания в мир.