Интервью с Наринэ Бегляровой о взаимодействии с ФНС в 2023 году
Количество налоговых проверок уменьшилось, означает ли это, что контроль увеличился в каких-то сферах? Что делать бизнесу, если проверка началась
Юрист, Ex-руководитель в налоговых органах
1. Количество выездных проверок снизилось. Значит ли это, что они стали более тщательными, а сотрудники ФНС придираются даже к мелочам?
Факт того, что ФНС России взяли курс на уменьшение проводимых налоговых проверок неоспорим. Однако, это не говорит о том, что сама процедура проверки стала более скрупулезной или о том, что инспектора стали более пристально изучать доказательства. Регламенты проведения налоговых проверок сформировались давно, на данный момент они только модернизируются. Тут вопрос изменения в корне контрольной работы налоговых органов.
На данный момент, в отношении выездных налоговых проверок служба, опираясь на опыт предыдущих лет, провела анализ собираемости доначисленных сумм и установила необходимость брать не количеством, а качеством. Плюс к этому, контрольно-аналитическая работа в рамках проверки обоснованности применения налоговых вычетов по НДС показывает высокий уровень мобилизации денежных средств в бюджет в рамках добровольного уточнения налоговых обязательств, что является одной из главных причин нецелесообразности проведения ВНП в дальнейшем.
2. В каких сферах бизнеса усилился контроль?
Не могу сказать, что ясно вижу вид предпринимательской деятельности в отношении, которой поставили красную галочку на углубленный налоговый контроль именно за последний год. Скорее стоит отметить определенные направления бизнеса, где неминуемы регулярные мероприятия налогового контроля, такие как строительство, реализация продуктов питания (овощи, фрукты, мясо, рыба) торговля молочной продукцией, зерном, табачными изделиями и алкогольной продукцией. Повышенное внимание со стороны налоговой службы в отношении этих направлений сформировалось по результатам анализа финансовых моделей и распределения налоговой нагрузки.
3. По каким критериям проходит отбор компаний для проверки?
Если говорить об углубленных камеральных проверках по НДС, то чаще всего это связано с включением в ФРПВ или с наличием расхождений вида «простой разрыв». Как говорит сама налоговая служба: «В последние годы изменен подход к организации контрольной работы налоговых органов. Акцент сделан на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и, как следствие, отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска».
Касательно отбора на ВНП, то тут уже встает вопрос о проведении предпроверочного анализа согласно всем известным 12 критериям из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).
Работает ли сейчас блокировка счетов по инициативе налоговой? Стоит ли ее бояться?
Введение Единого Налогового Счета, повлияло на многие регламенты работы ФНС, в большей части в качестве временного неудобства. Но блокировку счетов по причинам несвоевременной уплаты налогов, непредставления налоговой отчетности и непредставления квитанция о приеме требований налогового органа никто не отменял. И мы советуем своим клиентам внимательно относится к соблюдению требований статьи 76 НК РФ, в целях недопущения приостановления операций по счетам в банках.
Часто ли возникают ситуации, когда сотрудники ФНС превышают свои полномочия или запрашивают документы, которые не имеют права требовать?
На практике мы сталкиваемся скорее с подменной мероприятий налогового контроля, чем с превышением должностных полномочий. Несмотря на освещение данной проблемы и направлением в территориальные налоговые органы Письма ФНС России от 02.12.2021 N ЕА-4-15/16838, которое говорит о недопустимости подобных нарушений, при осуществлении контрольной работы, инспектора частенько пренебрегают регламентами о проведении мероприятий. Как следствие, мы видим, что по уведомлению о вызове налогоплательщика, направленного в рамках положений ст. 31 НК РФ, инспектора проводят допрос свидетеля, который может осуществляться только на основании ст. 90 НК РФ. Также вносят дополнительные требования о предоставлении документов и пояснений на бумаге, пренебрегая порядком статей 93,93.1 НК РФ и п. 3 ст. 88 НК РФ.
Конкретизируют явку лица, несмотря на адресное направление уведомления налогоплательщику-юридическому лицу, тем самым ограничивая его в праве участвовать в правоотношениях с налоговым органом через представителя согласно положениям п. 6 ст. 21 НК РФ. Тем самым, подменяя мероприятия налогового контроля, происходит нарушение прав налогоплательщика.
Как вести себя с представителями ФНС, чтобы проверка прошла как можно спокойнее?
В первую очередь, стоит изменить свое отношение к налоговым органам и принять факт того, что данная контролирующая структура создана для поддержания здоровой экономической среды в государстве. А также, что при правильном финансовом и налоговом планировании в компании, налоговое бремя является неотъемлемой частью бизнес-процесса. Главное проявлять терпение и не конфликтовать, иначе это создаст негативный портрет, который скажется на характере и сроках проведения проверки.
Как руководителю компании взаимодействовать с сотрудниками ФНС? Какие документы подготовить?
Руководству компании следует привлечь специалиста в области налогообложения и с первого дня взаимодействовать с ним не только на счет выстраивания правильной стратегии защиты, но и на предмет оценки правомерности мероприятий налогового контроля. Анализировать список запрашиваемых документов по требованиям и проявить пристальное внимание к оформлению и передаче всех документов в налоговый орган, с целью исключения направления некорректных сведений.
Какую информацию нельзя хранить на компьютере главного бухгалтера? Есть ли смысл дополнительно использовать для работы личные ноутбуки?
Согласно статьи 94 НК РФ сотрудники налоговых органов вправе провести выемку документов и предметов при проведении выездной налоговой проверки, с участием понятых и обязательным составлением протокола. При проведении данного мероприятия все предметы, находящиеся на территории налогоплательщика могут быть изъяты и приобщены к материалам проверки. На основании чего, использование ноутбука и хранение его в пределах рабочего места главного бухгалтера не изменит ситуации.
Можно ли снизить сумму штрафа после выездной проверки? Что нужно для этого сделать?
Налоговый орган вправе снизить сумму штрафа при вынесении решения по проверке на основании ходатайства от налогоплательщика. Предоставить его стоит не позднее даты рассмотрения материалов проверки в письменном виде с приложением копий документов, свидетельствующих о наличии смягчающих обстоятельств (пп. 4 п. 5 ст. 101, пп. 4 п. 7 ст. 101.4, п. п. 1, 4 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ).
Что Вы думаете об электронных сервисах ФНС России? Насколько они реально полезны предпринимателям?
Развитие цифровых технологий, на сегодняшний день качественно упростило обмен информацией между налоговыми органами и предпринимательским сектором. Показателем успешной интеграции диджитал сферы в мир налогов и сборов является тот факт, что уже действует более 60 электронных сервисов на сайте ФНС России, наиболее полезными из которых мы считаем следующие:
Сервис | Назначение |
Личный кабинет налогоплательщика | Получение актуальной информации из налоговой инспекции круглосуточно и без выходных, сверка расчетов с бюджетом и др. сведений |
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей | Формирование и направление документов для государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя |
Уплата налогов и пошлин индивидуальных Предпринимателей и юридических лиц | Формирование платежных документов, уплата налогов, сборов и пошлин в режиме онлайн через один из банков-партнеров ФНС России |
Проверь себя и контрагента (сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП) | Получение предварительной информации о контрагенте при выборе поставщика/подрядчика |
Калькулятор по расчету налоговой нагрузки | Отражение среднеотраслевых показателей по налоговой нагрузке по видам налога и средней рентабельности продаж. Проверка уровня налоговой дисциплины организации на основеинформации об уплаченных налогах |
Представление налоговой и бухгалтерской отчетности | Отправка налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме |
Есть ли инструменты для предупреждения возникновения налоговых претензий? Как избежать налоговой проверки?
Я очень часто говорю о таком понятии как «налоговая безопасность», в связи с тем, что риск предъявления налоговых претензий очень высок. Одним из лучших инструментов для предупреждения налоговых проверок является, проведение комплексного внутреннего аудита финансово-хозяйственной деятельности компании сторонней организацией, специализирующейся в области налогового консультирования. В рамках подобного мероприятия, выявляется множество взаимосвязанных факторов, влияющих на вероятность проведения проверки. В первую очередь, это некорректное отражение данных в бухгалтерском учете, как результат расхождение сведений с налоговой отчетностью. Причиной подобных нарушений, чаще всего является недостаточный уровень компетенции финансового и правового блоков компании, обуславливая тем самым несоблюдения требований налогового законодательства в полном объеме.
Подобная неосмотрительность приводит к отрицательной характеристике налогоплательщика, акцентируя на нем внимание налоговых органов при проведении анализа в рамках контрольной работы.
В целях недопущения проведения углубленных камеральных и выездных налоговых проверок, необходимо своевременно устранять выявленные нарушения, не допуская предоставления недостоверных сведений в налоговый орган.
Как вы считаете, что является основной причиной отсутствия взаимопонимания между бизнесом и налоговой службой при проведении налоговых проверок?
Посвятив 15 лет своей жизни государственной гражданской службе и дойдя до руководящей должности в налоговых органах, я не раз обращала внимание на проблематику отсутствия реальных инструментов повышения налоговой грамотности бизнеса и установления конструктивного диалога между проверяющими инстанциями и предпринимательским сектором. К большому сожалению, несмотря на максимальную доступность информации в сети интернет, включая ресурсы федеральных служб, мы все еще наблюдаем низкий уровень осведомленности собственников и руководителей бизнеса о механизмах налогового контроля. Данная причина влечет за собой возникновение необоснованных налоговых споров, перетекающих в судебные тяжбы с соответствующими последствиями в адрес налогоплательщиков. Большинство решений, принятых в пользу налогового органа, лишь констатируют факт недостаточной информированности и отсутствия налоговой грамотности предпринимателей, что обесценивает процедуру досудебного урегулирования споров.