Как сделать HR-бренд привлекательным на рынке труда
Эксперт Элина Кудишина рассказывает, что важно сотрудникам и соискателям и как это учесть при построении сильного бренда работодателя
Более 15 лет в сфере управления персоналом, более 10 лет в ИТ, эксперт по выстраиванию HR стратегии и бизнес-процессов
HR-бренд как имидж компании
Не секрет, что персонал был и остается главной движущей силой бизнеса и самым сложным и важным ресурсом компаний. В различные периоды развития рынка труда отношения между работником и работодателем складывались неоднозначно в зависимости от экономической ситуации в стране. В борьбе за лучшего кандидата многие ИТ-компании готовы на смелые предложения, лишь бы привлечь в команду грамотного специалиста или уникального эксперта. Что же нужно предложить на рынке труда, чтобы пригласить на работу самых-самых?
HR-бренд как положительный имидж компании аккумулирует все те условия, которые важны для нынешнего соискателя. HR-бренд состоит из внешнего и внутреннего. Если внутренний имидж не соответствует внешнему, то никакие рекламные кампании не смогут помочь в привлечении кандидатов. Придя на работу и разочаровавшись в работодателе, новый сотрудник очень скоро покинет компанию, оставляя не очень позитивный шлейф внутри организации и вовне.
Есть утверждение, что сильные бренды привлекают сильные таланты. Но сильные бренды и создаются благодаря сильным талантам. Такой двусторонний процесс роста и усиления возможен только при выстроенной стратегии управления персоналом. Она должна быть нацелена на эффективное и результативное выполнение бизнес-задач компании в сочетании с выгодами и преимуществами, которые получит сотрудник. Другими словами, в общем результате должны быть заинтересованы и работник, и работодатель.
В нашей компании мы постоянно анализируем условия, которые интересны как потенциальному сотруднику, так и действующим членам нашей команды. Среди инструментов можно отметить замеры eNPS, всевозможные пульс-опросы сотрудников и кандидатов, аналитику по подбору и текучести персонала, Exit-интервью, различные кейсы для фокус-групп, работу с обратной связью на сайтах по поиску работы и др.
В результате проведенных исследований мы сформулировали несколько основных принципов, на которых мы выстраиваем свой HR-бренд.
Развитие хард и софт-скиллов
Развитие персонала — обязательное условие роста компании. Найти идеального кандидата, который на все 100% соответствовал бы требованиям должности и проекта — это иллюзия. Выгоднее направить внимание внутрь бизнеса и повышать профессионализм тех, кто уже работает в компании. Человек, имеющий реальный опыт в бизнесе, всегда эффективней, чем новый профессионал. И самому сотруднику интересно дальнейшее развитие компетенций, оттачивание навыков, обучение новым технологиям работы, развитие личностных качеств. Ведь без постоянного роста невозможно идти в ногу с новейшими технологиями.
В нашей компании существует система развития, предполагающая повышение уровня (грейда) сотрудника. Система включает в себя оценку, которая учитывает активность сотрудника и его результативность на проектах, количество закрытых задач, наличие багов и количество коммитов, обратную связь от коллег и заказчиков. По итогам такой оценки формируется индивидуальный план развития (ИПР), назначается наставник, с которым сотрудник может обсуждать план обучения и любые вопросы, возникающие в ходе реализации ИПР.
Стабильность и гибкость
Казалось бы, сложно сочетаемые условия, но именно они востребованы сейчас среди кандидатов. Устойчивость к изменениям и кризисам, выполнение всех обязательств как перед персоналом, так и перед партнерами, социальная ответственность — важные качества сильного работодателя. Такие компании вызывают интерес среди соискателей, вселяя уверенность в завтрашнем дне. Возникшие в условиях пандемии и популярные до сих пор дистанционный и гибридный формат работы перешли в разряд обязательных условий труда для конкурентного предложения. Work-life balance актуален и востребован.
Сотрудники нашей компании могут выбрать для себя удобный график работы, при желании — посещать офис или работать дистанционно.
Заработная плата
Сильный фактор мотивации всегда и везде. При этом необходимо постоянно мониторить рыночные условия оплаты труда, поддерживая зарплаты ключевых сотрудников и сотрудников «центров прибыли» на верхнем уровне рынка.
Мы ежегодно проводим индексацию заработных плат для всех сотрудников, выплачиваем премии за достижение индивидуальных и командных целей, назначаем персональные надбавки за участие в особо сложных проектах, за сертификацию, компенсации за расходы на занятия спортом.
Забота о сотруднике
Это и социальный пакет, и программы страхования здоровья и жизни, и комфортные офисы с уютными кухнями и лаунж-зонами, и другие нематериальные бонусы. Сотрудники сейчас как никогда нуждаются в заботе, внимании, охране и поддержании здоровья. Все социальные мероприятия в компании будут отмечены коллегами, повышая вовлеченность персонала.
В Открытых решениях мы постоянно мониторим потребности сотрудников. В наш социальный пакет входит ДМС, абонемент для посещения спортзала или компенсация спортивных занятий (для дистанционных сотрудников), корпоративная парковка. Мы большое внимание уделили местам общественного пользования в наших офисах, сделали уютные кухни с современными кофе-машинами, чтобы каждый мог приготовить любимый вид бодрящего напитка, обустроили гардеробные, удобные велком-зоны с мягкими диванчиками и бинбэгами.
Востребованность компетенций
Не одной зарплатой можно удержать сотрудника. Если задачи скучные, работа неинтересная, никакие деньги не остановят крутых специалистов в поиске работы. Тем людям, кому важна самореализация и саморазвитие, будут искать предложения с интересными проектами, продуктами и решениями, амбициозными и масштабными задачами. Для них важна возможность развиваться вместе с компанией, осваивая новые технологии.
В своих проектах мы используем широкий стек технологий: С/C++, С#, Java, Python, Go, JavaScript, Swift, Kotlin. Деплоим наши решения на всех мобильных, серверных и облачных платформах. Наши сотрудники могут участвовать в проектах различного профиля, пробовать себя в новых стеках и новых ролях, ротация в проектах поощряется и поддерживается.
Понятный профессиональный и прозрачный карьерный рост
Для многих соискателей очень важны перспективы, а точнее — понимание, что, когда и как он должен сделать, чтобы перейти на новую ступень. Индивидуальные планы развития стали неотъемлемой частью системы обучения и развития персонала компаний.
Система грейдирования в нашей компании помогает сотруднику определить, какие действия ему нужно предпринять, чтобы перейти на уровень выше. В ИПР мы прописываем и необходимые инструменты для глубокого изучения технологии или погружения в новый стек, предоставляем возможность пройти внутренний курс обучения, сертификацию, участвовать в различных профильных конференциях, митапах и воркшопах.
Вовлеченность персонала
Сегодня ИТ-специалист может успешно подключаться к проектам в какой бы точке мира он не находился, и территориально-распределенные команды — это норма. Однако при дистанционной работе возникает ряд проблемных точек. Одна из них — снижение мотивации и вовлеченности персонала в бизнес цели. При отсутствии личного контакта и неформальных командных коммуникаций сотрудник теряет тот интерес к работе, который был у него при офлайн-формате. Причастность к самому продукту, общему результату работы размывается, теряется ощущение важности выполняемой работы. Также снижается профессиональная конкуренция внутри команды, и сотрудник может потерять интерес к профессиональному развитию.
В нашей компании для вовлечения персонала мы используем различные сервисы, позволяющие мотивировать сотрудников на участие во внутрикорпоративной жизни. Внутренний портал, геймификация, различные оценочные процедуры, онлайн магазин, корпоративные соцсети — эти и другие инструменты позволяют выстраивать корпоративную культуру и открытые коммуникации, учитывая потребности наших сотрудников и цели компании.
15-летняя история развития нашей компании показывает, что только сочетание гибкого подхода в управлении, командной работы, ответственности за результат и постоянного совершенствования позволяет строить сильный HR-бренд, который привлечет свою аудиторию и поможет создать команду профессионалов, нацеленных на общий успех.