Бизнес для бизнеса: каким должен быть B2B-сайт
Почему наличие сайта важно для B2B и что он дает бизнесу? Поговорим о важных особенностях разработки сайтов для B2B-компаний
Руководитель с 20-летним опытом работы в сфере ИТ в крупных отечественных и зарубежных компаниях. Занимался построением новых продуктов и созданием решений как в рамках сервисного бизнеса, так и в качестве партнера в продуктовых компаниях. Профессиональные интересы сфокусированы на методологиях и технологиях создания цифровых продуктов.
Чтобы успешно работать на рынке, бизнесу нужны эффективные площадки для взаимодействия с клиентами. Это не тривиальная задача, даже если речь идет о конечном потребителе; а тем более, если рассматривать B2B. Все больше бизнесов оцифровывают коммуникации с клиентами, внедряют личные B2B-кабинеты для полной автоматизации взаимодействий. Это позволяет сконцентрироваться на сервисе и установлению долгосрочных отношений с клиентами.
Что B2B-сайт дает бизнесу?
- Узнаваемость компании, продукта;
- Доступность информации о продуктах и услугах 24/7;
- Возможности онлайн-продаж;
- Расширение аудитории;
- Вовлечение клиентов в диалог с компанией, сбор обратной связи и генерация идей.
Несмотря на всю схожесть с B2C, В2В онлайн-магазины имеют множество особенностей, которые накладывают дополнительные критерии на архитектуру решений. Основное отличие — разработка онлайн магазина для B2B должна учитывать более сложную бизнес-логику. Сегодня компании все чаще обращаются к развернутой структуре сайта с перечнем услуг, продуктами, описанием, ценами и тарифами.
При разработке онлайн магазина для B2B учитываются:
- Требования к системам обработки заказов (OMS) и логистике.
- Сложная система процессинга заказов.
- Адаптация под большие объемы заказов, включая опт.
- Возможность разбиения заказа на несколько адресов доставки.
- Крупнотоннажная доставка.
- Управление и оптимизация тайм-слотами логистических компаний (включая размер транспорта, географию доставки, стоимость доставки и др.)
- Более сложная логистика возвратов и недопоставки товаров.
- Интеграция товаров с системами кодировки (создания штрихкодов).
- Система маркировки и прослеживаемости товаров.
- Документооборот, интеграция с ЭДО, сертификация.
- Расширенная функциональность личных кабинетов с документооборотом для полной автоматизации взаимодействий с клиентом, возможность управления заявками.
- Возможность отслеживать поступление заказов для их оперативной обработки.
- Удобная форма оформления онлайн-заказа.
- Интеграция с системами учета (CRM, CMS и другими системами для актуализации информации о ценах, остатках, отгрузках и так далее).
Выгоды от решения
- Рост продаж за счет повторных продаж, персонализации, программ лояльности и CRM-решений.
- Привлечение новых клиентов.
- Обеспечение омниканальности взаимодействия с клиентами.
- Поддержка SEO и проектов контент-маркетинга.
Пользователи (клиенты-бизнесмены), которые приходят на сайты B2B, формируют свои ожидания на основе большинства сайтов, которые посещают. Поэтому общие рекомендации по UX для электронной коммерции в B2B совпадают с B2C в плане использования, решения проблем и укрепления доверия.
Для сохранения конкурентоспособности стоит учитывать ожидания пользователей по следующим параметрам:
Удобство. Клиенты ожидают, что физический и онлайн-опыт взаимодействия с магазином будут одинаково удобными. Сервис рассматривается как комплексный процесс, неразделенный на сайт и не-сайт.
Безопасность. Пользователи должны быть уверены в безопасности своих данных.
Скорость. Быстрая доставка и понятные условия — это норма.
Точность. Покупатели ожидают точности информации о геолокации, наличии, запасах, статусах заказа, сроках получения, ценах, датах прибытия и отзывах пользователей.
Опции. Покупатели также ожидают и качественное обслуживание за пределами самого интерфейса (обратная связь, мессенджеры и пр.).
Прозрачность. Клиенты ожидают понятной логики ценообразования — в зависимости от накопительной скидки, количества закупаемых единиц товара и других факторов, а не использование «индивидуальных» цен.
В идеале eCommerce — сайт для B2B должен быть разработан с учетом конкретных целей и задач бизнеса. Например, быть удобным инструментом для системы обработки заказов (OMS) и логистики, быть адаптированными под оптовые заказы и учитывать специфику отрасли, решать задачи автоматизации B2B-торговли для дилеров и оптовых покупателей.
Несмотря на небольшое количество типов сайтов, вариантов их реализации существенно больше. Выбор стоит делать на основании того, соответствуют ли предлагаемые параметры текущим задачам и стратегии компании.
А успех реализованного проекта во многом будет зависеть от комплексного подхода к работе и, конечно, от выбора исполнителя-разработчика сайта.