Как России вернуться на глобальный авиационный рынок
Как российской авиации ре-интегрироваться в международную среду на базе отечественных решений
Опыт в сфере авиационных и туристических IT более 20 лет. С 2012 по 2018 со-владелец агентства Biletix, вошедшего в рейтинг Forbes «Самые дорогие компании Рунета». MBA Финансового университета
Предполагалось, что санкционный шторм остановит работу отечественных авиакомпаний, навсегда вытеснит их с международного рынка и сильно осложнит жизнь российским туристам. Однако ожидания и реальность разошлись, а где-то дали обратный результат. Если в прошлом году авиационные специалисты, в первую очередь IT-разработчики, работали над восстановлением технологического функционала авиакомпаний внутри России, то сейчас наступило время вновь интегрироваться в международную среду, но уже на базе отечественных решений. Возможно ли это?
Как авиакомпании интегрируются в международную среду
Авиация — это глобальная индустрия. Определенные механизмы объединяют ее участников — авиакомпании, аэропорты и агентов — в международное информационное поле. О каких механизмах идет речь?
Во-первых, это глобальные дистрибутивные системы (ГДС), которые позволяют авиакомпаниям продавать авиабилеты и услуги по всему миру. Мировой рынок ГДС насыщен несколькими крупными вендорами из Европы и США. Во-вторых, это интерлайновые и кодшеринговые соглашения между авиакомпаниями. Кодшерингом называется совместная эксплуатация рейса, когда в одном самолете могут лететь пассажиры двух или даже нескольких авиакомпаний, а рейс выполняется под кодами всех участников соглашения. Авиакомпании-партнеры по интерлайну могут продавать авиабилеты и услуги друг друга. Например, если у российской авиакомпании есть соглашение с узбекской, то пассажир может купить на сайте российской авиакомпании авиабилеты на рейс узбекской авиакомпании по Узбекистану, а узбекский пассажир — по России. В-третьих, авиационные альянсы. Входящие в альянс авиакомпании не просто поддерживают единые стандарты качества и разделяют программу лояльности: все члены альянса интегрируются друг с другом через кодшер- и интерлайн-соглашения.
Аэропорты — тоже участники глобальной авиационной индустрии. Они должны уметь принимать иностранные авиакомпании, обеспечивать регистрацию пассажиров и багажа. Для этого аэропорты используют решения, поддерживающие международные стандарты. В основном, эти решения разрабатываются все теми же западными вендорами-монополистами.
Кто бенефициар
До 2022 года крупнейшие российские авиакомпании были клиентами западных разработчиков, оплачивая не только лицензии на использование программных продуктов, но и комиссии в размере 3-15$ за каждый оформленный билет. Объем рынка составлял порядка 15-20 млрд рублей ежегодно. Эти деньги шли на развитие зарубежного программного обеспечения.
При этом хранение данных о рейсах и перелетах на иностранных серверах создавало риски в сфере кибербезопасности. На фоне постоянных DDoS атак на российские авиакомпании и аэропорты из-за рубежа, мы видим, что эти опасения не беспочвенны.
Что стало и что предстоит
В 2022 году иностранные вендоры практически полностью ушли из России. Они резко разорвали или существенно сузили контракты в одностороннем порядке, что создало существенные риски для авиакомпаний. Российские перевозчики потеряли кодшер- и интерлайн-связи, вышли из международных альянсов. Однако предполагаемый коллапс не случился: IT-специалисты в течение года восстановили практически весь функционал и набор доступных авиауслуг для пассажиров на внутренних рейсах, используя российские решения. Сегодня Россия стала одной из очень немногих стран (наряду, например, с Китаем), обладающей цифровым суверенитетом в гражданской авиации.
Дальнейшая ре-интеграция российских авиакомпаний в дружественных регионах мира и с авиакомпаниями, открытыми для партнерства с российскими перевозчиками, с технической точки зрения не является проблемой. Это понятная задача на основе описанных выше механизмов, но без или при минимальном участии западных вендоров и с учетом последних тенденций. Что это за тенденции?
Доля глобальных дистрибутивных систем (ГДС) на протяжении нескольких лет стабильно снижалась как в России, так и в мире. Путешественники и агентства предпочитают самостоятельно бронировать авиабилеты и услуги у авиакомпаний, которые, в свою очередь, склонны отказываться от посредников. Новая логика российских разработчиков по ре-интеграции отечественных авиакомпаний учитывает именно эти потребности: предоставить российским авиакомпаниям технологические решения, которые позволят продавать авиабилеты и услуги иностранным туристам и агентам напрямую через собственные сервера и сайты, без участия западных ГДС.
Кроме того, авиакомпании восстанавливают интерлайн- и кодшер-соглашения с партнерами, готовыми к диалогу с российскими партнерами. Это позволяет российским туристам покупать авиабилеты на рейсы иностранных авиакомпаний на сайтах российских перевозчиков, а иностранным туристам — рейсы российских авиакомпаний. Но теперь авиаперевозчики осуществляют это с помощью российских вендоров и сами получают комиссию при продаже авиабилетов на иностранные рейсы, а не отдают ее западной корпорации.
А как же аэропорты? Аэропорты за границей для работы с авиакомпаниями из России теперь должны использовать российские решения по регистрации и отправке пассажиров. Поэтому авиакомпании вместе с российскими вендорами ставят свои решения в тех аэропортах, которые позволяют это сделать. Число таких аэропортов в мире растет. При этом российские аэропорты используют отечественные решения, учитывающие международные требования и адаптированные к работе с иностранными авиакомпаниями.
Что дальше
Сегодня лишь несколько стран в мире обладают авиационными технологическими платформами, которые могут обеспечить независимость и работоспособность воздушного транспорта на национальном уровне. Россия — одна из них. Санкционная политика в отношении России не только не остановила нашу авиацию, но и позволила запустить мощный и, судя по первому году, успешный процесс импортозамещения.
Первым этапом стало замещение ПО в контуре страны. Второй, текущий этап — ре-интеграция авиакомпаний в международную среду. Хочется верить, что третьим этапом станет экспансия российских авиаперевозчиков на международный рынок, по крайней мере, в дружественных странах. Квалификация и навыки российских разработчиков крайне высоки, а главное, мы получаем все больше опыта. Для этого потребуется консолидация и совместные усилия всей российской авиаиндустрии.