Как будут работать ФНС и следственные органы в 2024 году

О ключевых изменениях и перспективах рассказывает председатель коллегии адвокатов «Петухов и партнеры» Кирилл Петухов

Кирилл Петухов
Председатель коллегии, адвокат

Профессиональный опыт в подразделениях ГУ МВД России по г. Москве по выявлению, раскрытию и доказыванию налоговых, экономических и должностных преступлений

Какие перспективы и что ожидать

Ни для кого не секрет, что 9 марта 2022 года принят Федеральный закон № 51-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», согласно которому статья 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) дополнена частью 1.3, предусматривающей, что поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее- УК РФ), служат только материалы, направленные налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. 

С учетом этого заявление о преступлении, либо рапорт об обнаружении признаков преступления (ст.ст. 141, 143 УПК РФ) в отсутствие материалов о нарушении налогового законодательства, направленных налоговым органом, не являются достаточным поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 УК РФ. Однако длительный период времени отсутствовал какой-либо конкретизирующий перечень данных материалов, которые являлись бы исчерпывающим перечнем поводов, достаточных для принятия решения органами следственного комитета для возбуждения уголовного дела. 

Данная неопределенность порождала проблемы в  правоприменительной практике, связанной с возбуждением уголовных дел в отношении физических и юридических лиц, в действиях которых, возможно, усматриваются признаки преступлений, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ. 

Как проводится налоговый контроль уполномоченными органами

В настоящее время диспозиция пункта 3 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) определяет общие положения о налоговом контроле уполномоченных органов, а также их межведомственном взаимодействии в случаях, когда уполномоченные органы — налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Ключевые изменения на 2024 год в правоприменительной практике 82 ст. НК РФ

Длительный период времени вплоть до октября 2023 года  существовала правоприменительная практика направления налоговыми органами в указанном порядке взаимодействия (в рамках п. 3 ст. 82 НК РФ) материалов налоговых проверок (актов налоговых проверок и прочего), которые служили для следственных органов поводом для возбуждения уголовных дел, не дожидаясь вынесения решения о привлечении к ответственности налогоплательщиков. В этом спорном вопросе была поставлена точка вынесением приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации 24.10.2023 № 736 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в налоговой сфере», которым было разъяснено, что поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 УК РФ служат только материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке п. 3 статьи 32 НК РФ (пункт 2.9 Приказа Генеральной прокуратуры РФ).