Что такое акселераторы и как они работают

Латинское «acceleratio» — «акселератор» описывает ускорение процесса. В современном словаре одно из значений связано с институтом поддержки стартапов

Андрей Кудряшов
Исполнительный директор Фонда целевого капитала «Истоки»

Окончил ВЗФЭИ по специальности «Финансы и кредит», получил степень МВА в Российской академии народного хозяйства и гос. службы при Президенте РФ по направлению «Инновационный и проектный менеджмент»

С определенного времени это понятие применимо не только к бизнесу, но и к сфере некоммерческих проектов. Акселераторы для НКО — тема достаточно новая как для западного, так и для отечественного благотворительного сообщества. Разбираемся, как устроены такие проекты, и как они работают.

Бизнес-акселераторы занимаются прокачкой действующих проектов с работающей бизнес-моделью и подтвержденным опытом продаж. В отличие от инкубаторов, работающих со стартапами или даже прототипами проектов, акселераторы взаимодействуют с бизнесом, подтвердившим свою жизнеспособность и существующим не менее двух лет. Акселераторы предоставляют своим резидентам административные, юридические и образовательные услуги, обеспечивают медиаподдержку. В их сервисы также входит нетворкинг, индивидуальные консультации в сфере ведения бизнеса, командообразования и разработки продукта, предоставление коворкингов, венчурное финансирование. В дальнейшем акселераторы и их менторы помогают взаимодействию проектов с инвесторами и бизнес-ангелами.

Акселераторы бывают частными, корпоративными (в этом случае фокус будет на доработке внутрикорпоративных идей), государственными. Последние могут специализироваться на социальных или образовательных проектах, помогать компаниям, работающим в определенной сфере (например, в сельском хозяйстве) или, к примеру, целенаправленно поддерживать малый бизнес.

История вопроса

История существования бизнес-акселераторов официально отслеживается с 2005 года. Именно тогда появился первый в мире акселератор — Y Combinator, созданный в США группой частных инвесторов. Венчурный фонд, основанный Полом Грэмом на базе Boulder Technology Incubator, стал первой компанией, которая вместо долговременной опеки стартапов предложила им короткие обучающие программы и систему посевных инвестиций.

Это сработало, и теперь среди резидентов Y Combinator — такие компании, как Reddit, Airbnb, Dropbox, Disqus. Не менее известны сегодня и такие акселераторы, как 500 Startups, Techstars, Plug and Play, Boost VC, Alchemist. Эти компании работают со стартапами разных тематик, и работают они на разных условиях (вплоть до того, что где-то участие может быть бесплатным).

В 2013-м создатели того же Y Combinator решили не останавливаться на достигнутом и снова стали первопроходцами, на этот раз в сфере поддержки социальных некоммерческих проектов. Среди них Watsi — краудфандинговое лечение в развивающихся странах, Immunity Project — разработка вакцины от ВИЧ и другие.

Отечественный опыт

В России венчурный рынок развивается по индивидуальной траектории. Он меньше в размерах, преследует немного иные цели и имеет свои, довольно заметные, законодательные отличия. Тем не менее, в нашей стране работают разноплановые акселераторы, в их числе — совместный проект «Сбербанка» и 500 Startups, акселераторы фонда «Сколково», МГУ, GenerationS, Mendeleev, Fintech Lab. Большая часть российских акселераторов предпочитает работу с проектами, связанными с диджитал и интернет, био- и нанотехнологиями, развитием предпринимательства, решением социальных проблем. О последних — немного подробнее.

Несмотря на некоторую неочевидность запроса, НКО нуждаются в «прокачке» ничуть не меньше коммерческих проектов: чтобы оказывать эффективную помощь, одного желания изменить мир, как правило, недостаточно. Для ведения успешной деятельности благотворительным организациям точно так же требуются знания в области юриспруденции, финансов, маркетинга. 

Программы для НКО

Сегодня в российском некоммерческом секторе акселерационные программы немногочисленны, но постепенно ситуация начинает меняться. Так, фонд «Друзья» реализует программу для НКО, направленную на прокачку их управленческих навыков и стратегического мышления. Для каждого участника программы «Команда профессионалов» составляется годовой план поддержки с фокусом на создание и внедрение стратегии развития конкретной некоммерческой организации, участники работают над планами развития и масштабирования своих проектов.

В 2020 году фонд «Навстречу переменам» совместно с Impact Hub Moscow запустил пилот акселератора для НКО — программу «Навстречу импакт-инвестициям». Резиденты акселератора на протяжении полугода работают над улучшением собственных управленческих навыков и финансовой устойчивости своих проектов, учатся командообразованию, работе с кадрами. Финальным этапом становится выход на презентацию социальных проектов потенциальным инвесторам. При этом в целом работа акселератора также сфокусирована на взаимодействии с лидерами проектов.

На одном языке

В 2021 году Фонд целевого капитала «Истоки» объявил о создании собственного акселератора для НКО — акселератора цифровых коммуникаций «Стань заметным». Задача проекта — оказание системной поддержки в области маркетинга и построения коммуникативных стратегий фондам и благотворительным организациям. О социально значимых проектах нужно много рассказывать — это важно для их роста. Некоммерческие организации в России решают сложные задачи, но не всегда могут найти ресурсы для качественной коммуникации со своей аудиторией. Цель акселератора «Стань заметным» — помочь НКО выйти на новый уровень взаимодействия с донорами, попечителями, широкой общественностью и другими аудиториями за счет обновления цифровых инструментов. Победителями конкурса «Стань заметным» становятся как известные НКО федерального масштаба, так и не столь большие по объему привлекаемых пожертвований, но не менее эффективные региональные НКО.

Различные формы акселерации в НКО набирают обороты, и это объяснимо. Сегодня почти все классические грантовые программы построены по принципу  «без права на ошибку». То есть, все средства — целевые и программные. А ведь часто, чтобы попробовать что-то действительно смелое и инновационное и за счет этого увеличить охваты, вовлеченность, информированность о проблеме, кроме программной деятельности нужны диджитал и PR-инструменты, на которые фандрайзить самостоятельно как раз очень сложно. Смысл акселерации как раз в том, чтобы социально ориентированные организации могли эффективно воздействовать на общество, добиваясь существенных и устойчивых изменений.