Закон о маркировке рекламы провоцирует волну мошенничества

Отмечен рост случаев мошенничества и недобросовестной конкуренции, связанных с введением с 1 сентября этого года в действие закона о маркировке рекламы

Специалисты компании RTM Group, предлагающей услуги в области кибербезопасности и права в ИТ, сообщают о растущем количестве случаев мошенничества и недобросовестной конкуренции, связанных с введением с 1 сентября этого года в действие закона о маркировке рекламы. 

Новое регулирование предусматривают целый ряд правил при размещении рекламы в Интернете: 

  1. Перед началом кампании нужно подать данные о рекламе и участниках цепочки и получить токен у Оператора рекламных данных (ОРД); 
  2. В самом рекламном объявлении необходимо разместить полученный токен, сделать пометку «реклама» и указать рекламодателя; 
  3. Подать данные о проведенной рекламной кампании, включая договоры, акты, охваты и т.д.  В том случае, если какое-либо физическое или юридическое лицо не выполняет требования, ему грозит штраф до 100 000 руб. — для ФЛ, до 500 000 руб. — для ЮЛ. 

Специалисты RTM Group зафиксировали несколько сотен случаев мошенничеств и недобросовестной конкуренции, когда с помощью ботов и незаконно приобретенных «серых» сим-карт злоумышленники рекламируют услуги сторонних компаний с целью, чтобы тех привлекли к административной ответственности за нарушение закона. Так, они размещают не соответствующие правилам регулятора объявления с рекламой услуг потенциальных жертв. За то, чтобы удалить такие объявления и избежать штрафов, мошенники вымогают у юрлиц от 100 до 150 тысяч рублей. В отдельных случаях физлица, в силу разных причин (обида, желание причинить вред бизнесу) рекламируют при помощи ботов юрлица и, естественно, делают это с нарушением всех правил маркировки. Доказать, что реклама была сделана конкурентами и просто недоброжелателями, очень сложно. 

В связи с техническими особенностями функционирования сети Интернет отследить, кто реально выложил пост — трудная задача. Теоретически здесь видятся два пути развития ситуации. Они оба могут иметь свои негативные последствия. Так, например, можно было бы в подобных случаях снять ответственность с пострадавших. Но тогда некоторые решили бы рекламировать свои услуги «в черную», ссылаясь на то, что рекламу опубликовал кто-то другой, чтобы избежать лишних расходов и наказания. Второй путь предполагает, что наказывать нужно всех, не разбираясь в том, кто действительно разместил посты. Это наверняка вызвало бы массовый протест среди юрлиц и подрыв функционирования закона и действий регулятора. 

Тем, кто стал жертвой подобного шантажа, специалисты RTM Group рекомендуют следующее: во-первых, не паниковать и не поддаваться на уловки мошенников. Каждая ситуация отдельно проверяется регулирующим органом и просто так бездоказательно наказывать никого не должны (в обратном случае нужно отстаивать свои права и оспаривать действия госоргана, или же обратиться в суд). При получении угроз от мошенников следует попробовать разобраться с такими «рекламными» объявлениями. К примеру, если фейковая реклама размещается в социальных сетях — обратиться к администрации соцсети с требованием блокировки поста/канала/страницы. Если же реклама размещена на иных веб-ресурсах — обратиться в Роскомнадзор с требованием блокировку ресурса в связи с мошенническими действиями.

Государственные структуры принимают все больше законодательных инициатив, направленных на регулирование сферы ИТ и медиа. О влиянии самых значимых из них на развитие рынка и о том, как отразятся перемены на пользователях будет говориться на онлайн-конференции «IT. Право. Безопасность. Online» 28 сентября.