Модуль «Антифрод» для выявления мошенничества в страховании грузов
19 апреля компания «Инносети» провела вебинар для страховых компаний, на котором представила новый модуль
По данным Всероссийского союза страховщиков, только за второй квартал 2022 года мошенники нанесли отрасли ущерб в размере более 1 млрд рублей. От аферистов страдают и добросовестные страхователи — убытки от мошенничества напрямую влияют на стоимость страховки. Компания «Инносети» разработала модуль «Антифрод», который помогает выявлять мошенничество в страховании грузов на базе искусственного интеллекта. О том, как работает эта технология и какие выгоды несет страховым компаниям — в этом материале.
Каждый день в России страхуются тысячи грузов, и страховые компании тратят значительные ресурсы на поиск подозрительных операций в этой сфере. Для эффективного выявления мошенничества простого рассмотрения претензии недостаточно. Требуется глубокий анализ и перекрестное сопоставление многих параметров: данных о страхователе, типе груза, истории операций и т.д. Зачастую эти данные не систематизированы, что делает поиск мошенников долгим и ресурсозатратным. К тому же сценарии работы аферистов могут быть самые разные: инсценировка страхового случая, оформление договора задним числом, одновременная страховка грузов у нескольких страховщиков, умышленное повреждение груза.
Проблему эффективного поиска мошенников в страховании логистики может решить автоматизация. Сегодня специальные алгоритмы и искусственный интеллект могут анализировать огромные массивы данных и сопоставлять десятки параметров. Для автоматического выявления мошенничества компания «Инносети» разработала сервис «Антифрод». Сервис работает на базе флагманского продукта компании — платформы сопровождения потокового страхования грузов «Цунами». «Антифрод» анализирует данные по объектам страхования и претензиям и автоматически выявляет подозрительные операции, что помогает обнаружить потенциальных мошенников еще до того, как они нанесут ущерб.
Как это работает
«Цунами» аккумулирует большой массив данных о грузоотправлениях. Вся информация оцифрована и доступна для аналитики. Модуль «Антифрод» проверяет одновременно десятки параметров: тип груза, реквизиты, регион назначения, наличие судебного процесса у перевозчика, частотность по претензиям, уровень убыточности компании, уровень риска по типу груза и т.д. При этом наборы параметров объединены в схемы. Если грузоотправление или претензия подходит под определенную схему — система автоматически маркирует операцию как потенциальное мошенничество.
Пользователи сервиса могут выбирать, как поведет себя «Антифрод» при обнаружении подозрительной операции. Это может быть оповещение на e-mail или подсветка претензии прямо на платформе. На основании такого оповещения ответственные сотрудники могут оперативно проверить контрагента и принять меры.
Все подозрительные контрагенты автоматически добавляются в единый реестр. Этой информацией могут воспользоваться не только сотрудники компании, выявившей подозрительные действия, но и другие участники рынка — страховые компании или перевозчики.
По данным внутренней аналитики «Инносетей», за 2022 год с помощью сервиса на платформе «Цунами» выявлено подозрительных операций на сумму в 27 раз больше по сравнению с тем, чем выявлено собственной службой безопасности страховых компаний. Автоматизация имеет ряд преимуществ перед ручным анализом:
- Экономия ресурсов. Анализ данных по схемам происходит полностью без участия человека.
- Полная история документов. При выявлении подозрительного контрагента пользователи системы могут увидеть все связанные с ним накладные и претензии.
- Многофакторный анализ. Антифрод позволяет сопоставить одновременно множество факторов, которые только в комплексе могут свидетельствовать о мошенничестве.
- Единый реестр подозрительных контрагентов. Если мошенник обратится к другому страховщику или перевозчику, которые пользуются «Цунами», то компания также увидит отметку о подозрительной операции и сможет принять меры.
- Уведомления в режиме реального времени. Модуль «Антифрод» обновляет данные по подозрительным операциям каждый час.
Борьба с мошенничеством в логистике требует значительных усилий со стороны страховых компаний. Это сложный и трудоемкий процесс, который требует глубокого анализа данных. IT-технологии в этой сфере могут существенно помочь страховым компаниям снизить убытки и затраты на обработку претензий, а также формировать более справедливые цены для потребителей.