Как создается новая история деревянной архитектуры
Возможности дерева и строительства из него сегодня гораздо шире, а стилистическое разнообразие давно вышло за рамки самых широких границ эклектики
Эксперт в области деревянного домостроения. Основатель, член экспертного совета и один из идеологов ежегодной общероссийской премии за лучшее архитектурное сооружение из дерева АРХИWOOD.
В этом году отмечается 30-летие работы команды АРХИВУД на российском рынке. Компания стояла у истоков развития деревянной архитектуры в России, и по сей день занимается производством деревянных домов под брендом АРХИWOOD и сервисным обслуживанием домов HONKA.
Александр Николаевич Львовский, руководитель московского представительства компании и один из основателей архитектурной премии АРХИWOOD, рассказывает о том, почему сегодня продолжают строить деревянные дома, о прошлом и будущем деревянной архитектуры в России, о вкусах и заблуждениях, экологии и экономике деревянного строительства.
Компания уже 30 лет успешно работает на рынке, в своем очень специфическом сегменте. Почему дерево, что особенного именно в деревянной архитектуре, что характеризует вашу работу?
В последнее время архитектура из дерева стала одним из главных направлений в архитектуре как искусстве. Сегодня — это альтернатива бетонному строительству. Наблюдается рост популярности дерева как альтернативного материала для благоустройства и оформления фестивалей, где архитекторы могут реализовать свои творческие идеи.
Кроме того, частное домостроение также предоставляет возможности для творчества, поскольку оно менее регламентировано, а разнообразие индивидуальных запросов клиентов позволяет решать нетривиальные задачи.
С ростом спроса на индивидуальное жилищное строительство, экологичность и развитием технологий наблюдается тенденция к типизации, использованию CLT-панелей и даже строительству многоквартирных домов из дерева. Однако это все еще далеко потому что происходит с застройкой спальных районов бетонными блоками.
Таким образом, сегодня архитектура из дерева — это место для экспериментов и проявления индивидуальности, особенно если смотреть на построенное, а не на придуманное. Именно этим мы занимаемся и, как мне кажется, успешно развиваем этот тренд в России.
Насколько значимо наследие деревянного зодчества для современной деревянной архитектуры в России? Как люди воспринимают дерево в качестве строительного материала?
Архитектура из дерева — это одна из самых красивых сторон русского зодчества. Мы хотим сохранить ее красоту и значимость для культуры, поэтому стремимся к тому, чтобы деревянная архитектура стала частью нашей жизни, а не только музеев-заповедников. И, судя по последним тенденциям, мы успешно справляемся с этой задачей.
Сейчас на рынке загородного строительства наблюдается подъем, и деревянное домостроение — одно из ключевых направлений. Дерево используется не только для строительства коттеджей и небольших общественных зданий, но и для создания социально-культурных объектов, большепролетных сооружений (таких, как арены, теннисные корты, физкультурно-оздоровительные комплексы, здания сельскохозяйственного назначения, склады и т. д.), а также для многих других целей. Однако индивидуальное жилищное строительство занимает лидирующую позицию в этом списке.
Пандемия дала дополнительный импульс развитию этого сегмента. Последние опросы Ассоциации деревянного домостроения показывают, что тренд продолжает набирать обороты, и уже почти 70% людей хотят жить в своем доме на природе.
Несмотря на растущий спрос, все еще существуют стереотипы и недостаток информации. В массовом сознании дерево часто ассоциируется с дешевым и недолговечным материалом, который легко воспламеняется. Однако это устаревшее или ошибочное мнение. Современное деревянное домостроение превосходит другие традиционные материалы, такие как кирпич и пеноблоки, по скорости строительства, долговечности, безопасности и энергоэффективности.
Дерево сохраняет тепло зимой и обеспечивает прохладу летом, поддерживает оптимальный уровень кислорода и влажности в помещении. Оно обладает низкой теплопроводностью и отличными теплоизоляционными свойствами. Кроме того, дерево — это экологически чистый материал, который поглощает углекислый газ.
Стереотипы сохраняются, но мы активно боремся с ними с помощью образовательных и эстетических методов. Мы считаем это своей миссией.
Почему именно финская технология домостроения стала так популярна в России и как HONKA превратилась в АРХИВУД?
Наша компания стала проводником технологий и решений HONKA в России в 1995 году. Именно в HONKA Finland первыми разработали технологию «неосаживаемого бруса», которая не дает усадки, что является уникальным для древесины. Технология Fusion позволяет органично сочетать массивный брус с камнем, стеклом и бетоном, а технология «нулевого угла» приближает архитектуру к городскому стилю. Это было долгое и плодотворное сотрудничество, во время которого мы осваивали опыт и технологии, а клиенты проникались эстетикой скандинавского минимализма.
В Финляндии и странах Скандинавии сложились богатые традиции деревянного домостроения, которые формировались на протяжении многих веков. Однако именно российские архитекторы смогли актуализировать эти традиционные методы строительства, адаптировать их к современным реалиям и создать уникальный скандинавский стиль в архитектуре, который стал узнаваем и востребован.
Мы накапливали опыт и компетенции, связанные как с локальными требованиями и стандартами, так и с эстетическими предпочтениями заказчиков. Со временем наша экспертиза стала достаточной для того, чтобы начать работать самостоятельно.
Почему АРХИWOOD — премия именно деревянной архитектуры, а не зодчества? В чем цель и задачи премии, и как вы считаете она с ними справляется?
Идея премии АРХИWOOD возникла с целью продемонстрировать потенциал «живого» строительного материала и способствовать развитию деревянного домостроения. Мы не хотим проводить аналогию со словом «зодчество» не потому, что пренебрегаем своим историческим и культурным наследием, а потому, что оно ассоциируется с конкретным видом архитектуры определенного периода, стиля и назначения.
Возможности дерева и строительства из него сегодня гораздо шире, а стилистическое разнообразие давно вышло за рамки даже самых широких границ эклектики. Премия направлена на популяризацию деревянной архитектуры в широком смысле, и именно эти задачи мы решаем, в том числе используя определенные понятия.
Новой деревянной архитектурной традиции в России еще не так много лет, но каждый год премия отмечает значительные изменения и события в ее истории. За это время премия не только сформировала традиции и собрала круг единомышленников, но и, вероятно, послужила одним из факторов развития отрасли, которая сейчас находится в совершенно ином состоянии.
За 15 лет работы премии для нас самое важное — это множество архитекторов и проектов, которым премия помогла увидеть свет и вдохновила на дальнейшую работу с деревом как строительным материалом вне времени.