Notamedia 21 января 2025

Как цифровые технологии меняют госуправление и продвижение регионов

Максим Малышев, генеральный директор digital-агентства Notamedia, рассказывает, как государственноые структуры адаптируются под современные требования

Максим Малышев
Генеральный директор digital-агентства Notamedia

Более 20 лет опыта работы в сфере информационных технологий. Имеет экспертизу в управлении компанией и большими командами, разработке веб- и мобильных продуктов, цифровых экосистем.

Цифровизация все больше охватывает разные сферы жизни. В ответ на запрос граждан и учитывая сложившиеся тенденции, государство также уделяет ей большое внимание. Реализация национального проекта «Цифровая экономика» значительно ускорила этот процесс. Кроме того, с 2025 года начинает работу новый нацпроект «Экономика данных», ориентированный на активное внедрение цифровых сервисов в работу госорганов. И хотя уже давно не найти ведомство, вовсе не имеющее сайта, не все страницы органов власти выполнены на высоком уровне. Тем временем, обязательные требования к ним только растут. 

Максим Малышев, генеральный директор digital-агентства Notamedia, рассказывает, как государственное структуры переходят на новый уровень взаимодействия с гражданами в онлайне.

Потенциал для роста: что обеспечит России цифровое лидерство

Развитие онлайн-сервисов в России имеет большой потенциал, создается качественная инфраструктура, которая позволяет внедрять инновационные решения в работу государственных органов. В 2022 году Россия заняла на 10-е место в рейтинге Всемирного банка GovTech Maturity Index, анализирующем глубину внедрения государственных информационных систем. Это говорит о высоком уровне цифровизации в стране. Однако при высоком уровне доступности цифровых услуг, оценка обратной связи и вовлеченности граждан оказалась низкой.

Более того, развитие государственных цифровых сервисов является драйвером развития ИТ-отрасли в стране. Государство — крупнейший заказчик в ИТ-сфере, и именно задачи госсектора определяют развитие отрасли. В то же время разработчики в процессе сотрудничества лучше изучают задачи госструктур и могут предлагать все более продвинутые решения. Таким образом, получается синергетический эффект, который позволяет нашей стране занимать значимые места в рейтинге стран с высоким уровнем цифровизации.

Каким должен быть сайт государственных органов

Самое важное в работе любого сайта — удобство его использования, этот показатель обозначается аббревиатурой UX (user experience). Интересно, что иногда даже устаревшие сайты муниципалитетов по этому показателю выигрывают у более продвинутых аналогов за счет простоты поиска информации. Поэтому при создании государственных веб-ресурсов важен комплексный подход, который учитывает задачи госоргана и позволяет создать удобный в использовании интерфейс. Примером является обновленный портал Москвы mos.ru, созданный в концепции «интернет-портал для жителей города, а не только для журналистов и чиновников». 

Учитывая, что Москва не просто мегаполис, но и субъект федерации с разветвленным управлением, особенно важной задачей стало объединение стандартизированным и удобным дизайном страниц всех региональных исполнительных органов власти. Пользователь может бесшовно переходить между страницами департаментов и городскими услугами.

Именно продуманный до мелочей путь пользователя на сайте обеспечивает эффективное взаимодействие с ним. Пример — сайт Госуслуг, он объединяет в себе работу множества разных ведомств, но пользователь не замечает этого благодаря простой и интуитивной навигации.

Сайт для форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030», также разработанный digital-агентством Notamedia, создан по тому же принципу. Он одновременно должен отвечать запросам посетителей, журналистов и представителей госорганов. Разработчику удалось объединить единым дизайном три типа пользовательских путей для совсем разных целей. Также для удобства пользователей на сайте есть несколько способов авторизации, включая Mos.ru.   

Кроме того, важно учитывать требования ГОСТа о стандартах доступа к сайтам лиц с ограничениями по зрению. В числе требований содержатся, например, наличие текстовой версии сайта и определенные стандарты контрастности для каждого типа данных. Следовательно, еще один важный фактор работы сайта — инклюзивность дизайна для всех групп населения.

К примеру, унифицированный дизайн всех загранучреждений Министерства иностранных дел предусматривает контрастный дизайн и крупные шрифты. Ведь условия, в которых гражданину требуется сайт посольства или консульства, зачастую бывают экстренными, и здесь удобство доступа к информации для всех не менее важно, чем удобство навигации.

Разумеется, такая информация должна быть прозрачной и открытой. Для пользователей самое главное — это доступность актуальной информации о деятельности ведомства. Качественный сайт государственного органа власти выдает наиболее важную информацию на главном экране, а не скрывает ее прямо или косвенно через множество подменю. Наиболее востребованные разделы — контактная информация, календарь мероприятий, ключевые документы, — должны быть размещены в быстром доступе.

И, конечно, ключевой вопрос — это безопасность данных пользователей. В последние годы киберпреступники активно атакуют сайты с целью кражи данных, и именно на владельце ресурса, то есть на госоргане, лежит ответственность за обеспечение сохранности личной информации граждан. 

При этом от большей части угроз обезопасят самые базовые меры цифровой гигиены, такие как внедрение двухфакторной идентификации пользователя и криптографических SSL-сертификатов. Администраторам остается только регулярно проверять сайт на уязвимости, оперативно их устраняя. 

Наконец, стоит отметить важность интерактивности и обратной связи. Сайты госорганов созданы для того, чтобы сократить дистанцию между властью и гражданами и повысить доступность. Поэтому сайт должен стать площадкой для эффективной двухсторонней коммуникации. Пользователь должен иметь возможность отправить онлайн и заявление, и получить обратную связь в случае, к примеру, не работающей услуги либо функции. А внедрение чат-ботов и ИИ-помощников позволяет и вовсе вести оперативные онлайн-консультации. 

Как новые технологии помогают развивать внутренний туризм

Рост внутреннего туризма повышает важность продвижения регионов, у каждого появляется задача выделиться на туристической карте России. Так, 2023 год стал рекордным по внутренним поездкам: 78 миллионов, рост на 20% в сравнении с 2022 годом. Понимая потенциал этой отрасли, регионы активно продвигают свои предложения и привлекают туристов не только историческими достопримечательностями, но и новейшими технологиями.

Одно из развивающихся направлений — это виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность. С ее помощью можно выстраивать виртуальные туры. Например, приложение ВДНХ позволяет по-новому взглянуть на главную выставку страны благодаря возможностям дополненной реальности. Посетитель может получить всю необходимую ему информацию о достопримечательностях, нажав на интерактивную трехмерную иконку павильонов. А также можно построить индивидуальный AR-маршрут по территории выставки.

Необычно использовали VR-технологии на Фарерских островах: во время всеобщего локдауна там устраивали виртуальные экскурсии по островам вместе с гидами, которым можно было отдавать команды. Это не только добавляло иммерсивности, но и грамотно подобранное время кампании делало природу островов особенно запоминающейся для вынужденных оставаться дома посетителей сервиса.

При помощи дополненной реальности можно показать туристам, то, чего уже нет, например, оживить руины архитектурных памятников, как это делают в Суздале. Экскурсоводы из «Москвы глазами инженера» вовсе демонстрируют существовавшие только в проектах архитектурные гиганты советской эпохи, как если бы они были построены.

Еще один интересный формат продвижения региона — организация форумов. Например, летом 2024 года в столице организовали проект «Территория будущего. Москва 2030», презентующее москвичам и туристам главные инновации во всех сферах жизни города. Задача форума — показать жителям и гостям Москвы, что город уже живет в будущем. Для этого создавались специальные маршруты, навигация, арт-объекты, перформансы и выставки, а также организовывались различные события и сервисы. 

Впечатление о событии создает не только программа, но и множество деталей в организации, в частности работа сайта и брендирование. Notamedia разработала официальный сайт форума с личным кабинетом для пользователей и возможностью регистрироваться на события и составлять индивидуальную программу посещения. Также с помощью агентства была разработана единая специальная айдентика и фирменный стиль для рекламных носителей и сувенирной продукции.

Маркетинговые инструменты для бренда регионов

В продвижении регионов используются стандартные маркетинговые инструменты: брендинг, реклама, коммуникации с клиентами. Только используя все элементы можно получить значимый результат. В первую очередь важен брендинг, какое впечатление создается у человека, когда он видит информацию о регионе. Важно, чтобы пользователи видели хороший сайт с современным дизайном, чтобы, приезжая на события в регион, они видели единый стиль оформления мероприятия. Именно детали создают впечатление о месте, вызывают желание приехать повторно и поделиться с друзьями. 

Соцсети сегодня стали ключевым источником распространения информации, поэтому важно, чтобы пользователи рассказывали о регионе в позитивном ключе, оставались довольны поездкой. И, конечно, необходимо вести страницы региона в социальных сетях с рассказом о туристических возможностях, уделять особое внимание визуальному оформлению материалов, создавать качественные видео. Еще один элемент современного маркетинга — это продвижение через инфлюенсеров, этот инструмент позволяет охватить большую аудиторию по всей стране. 

Следующий этап — выстраивание взаимодействия с туристами. Можно внедрить чат-ботов на сайте и в социальных сетях, чтобы обрабатывать запросы на начальном этапе, отвечать на популярные вопросы, презентовать интересные события и туристические объекты региона, предложить гостиницы и билеты. Чем больше информации получает турист, тем проще ему определиться с выбором в вашу пользу.

Более продвинутый вариант работы с запросами — интеграция мобильных приложений и предоставляемых услуг с голосовыми помощниками. Как и чат-боты, они помогают оптимизировать поиск информации, делают ее более доступной, и снимают нагрузку с живых сотрудников. Например, такой голосовой помощник встроен в мобильное приложение ВДНХ. Он работает как справочник, советующий маршруты, мероприятия и интересные конкретному пользователю локации. Однако, может использоваться и как средство связи: благодаря быстрым командам, помощник позволяет отправлять голосовые и текстовые сообщения.

Цифровые инструменты стали основой для продвижения территорий, поскольку интернет и соцсети сегодня — главный инструмент коммуникации. Грамотная работа в соцсетях, брендинг и фирменный стиль, использование цифровых помощников в работе с клиентами, внедрение технологий VR и AR — все это позволяет создать территории дружелюбный и привлекательный образ.