«Трион» 4 сентября 2024

Зачем нужна цифровая трансформация отечественному производителю

Эксперт Татьяна Тришина описывает опыт реализации внедрения современных цифровых технологий в компании «Трион», российского производителя светотехники

Татьяна Тришина
Управляющий партнер компании «Трион»

Автор статей и публикаций об освещении торговых пространств, экспозиционном освещении и агрофотонике, биодинамическом освещении, а также о применении технологий ИИ и цифровизации в светотехнике

Введение

Мир меняется стремительно, и сегодня цифровая трансформация уверенно вошла во все сферы современной жизни. Лишь тот, кто идет в ногу со временем и не боится внедрять новое, способен оставаться на плаву, выдерживать конкуренцию, становиться лидером.

Каждая компания проходит свою эволюцию на пути к созданию инновационного продукта. Ответ на вопрос «какую?» многие привыкли хранить под грифом коммерческой тайны, однако куда более продуктивным для развития любой отрасли является решение делиться знаниями. Ведь именно совместный опыт в разработке, производстве и внедрении светотехнических инноваций — интеллектуальных систем управления освещением, «умных» и технологичных продуктов — способен превратить осветительный прибор из простого источника света в полноценный компонент экосистемы.

Цифровая трансформация

Что же такое цифровая трансформация? По определению от HewLett Packard, одной из крупнейших компаний в сфере информационных технологий, это процесс полной замены ручных, традиционных и устаревших способов ведения бизнеса новейшими цифровыми альтернативами. По сути, цифровая трансформация представляет собой планомерную интеграцию новых технологий и решений в каждый аспект бизнеса, следствием чего выступают обязательные технологические и культурные изменения. Процесс преобразований и изменений всегда требует сверхнормативных расходов бюджета. Но цель оправдывает средства: результатом становится возросшая устойчивость, конкурентоспособность и гибкость любой компании.

В компании «Трион» острую необходимость трансформации бизнеса впервые ощутили в апреле 2020 года, с началом пандемии. Нам, как и многим игрокам рынка, пришлось экстренно перестраивать свои бизнес-процессы: возникла потребность перехода на дистанционный формат ведения бизнеса для административно-управленческого аппарата и необходимость адаптации к условиям ограничений для производственных, логистических и складских подразделений.

Резкое изменение конъюнктуры рынка, разрыв цепочек поставок, международная изоляция также становятся серьезной проверкой на прочность для российского бизнеса.

Цифровая трансформация — классический процесс, подчиняющийся известной модели непрерывного улучшения процессов — циклу Шухарта-Деминга (PDCA): Plan — Do — Check — Act (Планируй — Осуществляй — Проверяй — Корректируй).

В процессе работы по совершенствованию бизнес-процессов в компании «Трион» был сформулирован аналогичный цикл внедрения инноваций в светотехнической сфере, демонстрирующий взаимосвязь и цикличность при любых трансформациях в бизнесе. (рис. 1).

Зачем нужна цифровая трансформация отечественному производителю

Рис. 1. Цикл Шухарта — Деминга для цифровой трансформации

Финансовая база внедрения инноваций

Итак, в основе данного цикла всегда находится финансовая составляющая — внедрение инноваций требует серьезных вложений. Примером может служить опыт технологических компаний-гигантов, уверенно закладывающих в свои бюджеты огромные суммы на Research & Developmet (R&D) — исследование и поиск уникальных решений для развития бизнеса (рис. 2). Разумеется, данные объемы вряд ли покажутся достижимыми для предприятий малого и среднего бизнеса. Однако стоит обратить внимание на другой фактор — процент расходов на R&D от выручки. Далеко не многие компании на российском рынке светотехники могут похвастаться такой маржинальностью, не говоря об общем объеме инвестирования в R&D. Так, затраты на R&D компании Lumileds в 2021 году составили 8,5% от оборота, в 2022 году до 10%. В «Трионе» сумма за прошлый год равнялась лишь 3,7%. Как показывает практика, многие игроки светотехнического рынка вовсе не знают своих затрат на R&D.

Зачем нужна цифровая трансформация отечественному производителю

Рис. 2. Расходы на R&D крупнейших технологических компаний

Российский рынок светотехники и комплектации характеризует достаточно низкая маржинальность операционной деятельности, не позволяющая выделять большие объемы инвестиций на разработку новых продуктов. Это обусловлено целым рядом факторов. Одним из них всегда была высокая конкуренция с импортом. 

В последнее время наметилось ужесточение регулирования в данном направлении: в части сертификации импортной продукции и общественного контроля. Очевидно, что высвобождение рынка от некачественной продукции по низкой цене даст отличный ресурс отечественным компаниям для разработки качественных изделий, полностью соответствующих всем необходимым параметрам. Именно вслед за качеством и надежностью, как первостепенными критериями при оценке конкурентоспособности продукта, в отрасль способны прийти инновации.

Хорошим вариантом для привлечения инвестиций в разработку новых продуктов могут стать собственные средства акционеров и государственные субсидии. Важно помнить, что благодаря использованию целевых программ можно получить неплохую поддержку на развитие инноваций. Такое решение всегда будет лучшим, чем использование заемных средств под огромные процентные ставки.

Очевиден тот факт, что культура учетной политики и финансового планирования в светотехнической отрасли пока недостаточно высока, скорее даже остается чрезвычайно низкой. Далеко не каждая компания оценивает стоимость ОКР типового изделия. А без этого нельзя говорить об окупаемости конечного изделия.

Финансовое планирование является сложным для большинства компаний вопросом. Производители комплектующих давно превратились в поставщиков беспроцентных, беззалоговых и бессрочных кредитов. Находясь же в стадии перманентного кассового разрыва, выкраивать бюджеты на инновации едва ли представляется возможным.

Материальную базу для внедрения инноваций в компании составляют достаточное финансирование, финансовое планирование и бюджетирование.

Роль маркетинга в создании инновационного продукта

В процессе создания инновационного продукта колоссальную роль играет маркетинг. В первую очередь крайне важно исследовать рынок и потребности целевых заказчиков. Прежде чем инвестировать финансовые и человеческие ресурсы в разработку нового продукта, необходимо убедиться, что он соответствует требованиям рынка и решает проблемы заказчиков, а не создает новые.

Выяснить потребности поможет методика CustDev (Customer Development). Как и большинство новых технологий, изначально она предназначена для создания IT-продуктов, но является допустимой и для формирования концепции источника питания, особенно если речь идет о программно-аппаратных комплексах. Суть модели CustDev заключается в проявлении крайней эмпатии к проблемам заказчика, верификации продукта, рынка и ранней оценке прототипа конечным пользователем.

Все довольно просто, нужно лишь задать клиенту вопрос: какие проблемы вам необходимо решить с помощью источника питания? Ответ на него и будет основой для формирования технического задания на разработку нового продукта. Порой потребитель даже не в силах предложить, что с помощью осветительного прибора можно вырастить розы, увеличить продажи футболок или передавать данные.  Рассказать ему об этом — задача грамотного продакт-менеджера.

Кадры решают все

Сколько бы дискуссий ни велось о технологиях, их разработка и внедрение — задачи, которые все равно предстоит решать людям. Человек, безусловно, является важнейшим звеном в процессе внедрения инноваций. Кадровый вопрос в наши дни продолжает оставаться довольно острым, в стране сложилась далеко не простая обстановка с инженерными кадрами: с поиском инженеров‑электронщиков, светотехников, конструкторов, программистов. При этом численность подразделений, отвечающих за разработку новых изделий, зачастую является показателем нацеленности компании на создание инновационных продуктов. Неразрывно с количественными связаны и качественные показатели: отдельной проблемой является квалификация кадров. Незаслуженно забытым однажды оказался авторитет старой советской школы и методики ведения ОКР. Выпуск полноценных технических условий (ТУ) и конструкторской документации (КД) на каждый создаваемый продукт оказался бы весьма важным и нужным для современной светотехнической отрасли. И это должно быть не частной практикой отдельных крупных компаний с большим штатом конструкторов, а нормой рынка.

Все это отнюдь не отменяет знаменитый Agile-манифест, согласно которому люди и их взаимодействие важнее процессов и инструментов, работающий продукт важнее исчерпывающей документации, сотрудничество с заказчиком важнее обсуждения условий контракта, а реакция на изменения — следования плану (рис. 3). Да, на этапе разработки продукта действующий прототип более важен, чем исчерпывающие документации, но это не значит, что КД можно не делать вовсе. Вопрос лишь в приоритетности задач.

Зачем нужна цифровая трансформация отечественному производителю

Рис. 3. Манифест Agile

В целом, истина всегда будет находиться где-то посередине. Внедрение Agile и SCRUM (методика управления проектами, позволяющая ввести командам совместную работу) останется приоритетом подразделений или компаний, создающих программные комплексы, в то время как для аппаратной части лучшим является ГОСТ. Светильник — не только цифровой продукт, в его создании основную роль по-прежнему играют НИОКРы, относящиеся к традиционной промышленности: металлообработка, химическая промышленность, сопромат, оптика, электроника и даже гидро- и аэродинамика и т.д.

Инструменты цифровой трансформации

Во многих выступлениях, посвященных цифровой трансформации, началом ее в компании считается внедрение в процесс специализированного программного обеспечения таких инструментов, как ERP-система, PDM/PLM-система, BPM, Big Data, CRM-система и другие. Однако само по себе внедрение ERP-системы управления не сделает компанию цифровой, более того, без планомерного наведения порядка во всех подразделениях бизнеса внедрение ERP-системы будет невозможным.

Внедрение ERP требует фундаментального пересмотра всех сквозных процессов на предприятии, в первую очередь связанных с обеспечением производства. Неслучайно за последние два года более трети всех крупных внедрений ERP связано с автоматизацией производства. При этом, как отмечают специалисты ВЦ «Раздолье», еще одним существенным драйвером роста внедрения ERP-систем в государственном секторе является необходимость учета целевого расходования государственных средств. Подобная прозрачность может стать актуальным требованием для получения компанией статуса российского производителя. На внутреннем рынке безусловными лидерами на сегодня являются SAP и «1С Рарус», однако с учетом тренда на импортозамещение остается лишь 1С или самописное решение.

Еще один важный инструмент для внедрения инноваций — наличие системы управления конструкторской документацией, а также грамотное ею управление. Удобным и комплексным инструментом являются PDM/PLM системы для управления жизненным циклом продукта, изменениями, конфигурациями и ресурсными спецификациями на изделия. 

И наконец, управление взаимоотношениями с клиентами — CRM-система. По данным McKinsey, в 2020 году всего 17% российских компаний пользовались CRM-системами, в то время как в Европе эта цифра составила 35–40%, а в США достигла 90%. С началом пандемии в России существенно вырос спрос на внедрение CRM, но, как правило, в сегменте В2 С, интернет-торговле, в том числе в маркетплейсах и других розничных форматах. В сегменте enterprise же проникновение CRM все еще остается на крайне низком уровне.

В 2012 году компания «Трион» стала максимально оцифрованной, впервые внедрив CRM на базе «1С. 10.5» — суперинновационный продукт, дополнительно улучшенный огромным количеством доработок. Был выстроен сквозной процесс от первого контакта до сверки взаиморасчетов в одной системе. Однако впоследствии была допущена серьезная ошибка: на протяжении многих лет в компании не производилось своевременное обновление специализированного программного обеспечения и программных продуктов. Ситуация осложнялась тем, что ни один интегратор не хотел иметь дело с произведенными доработками. Увеличивающийся штат программистов был не в силах решить данную проблему. Бюджет внедрения, поддержки и реабилитации костыльной системы на базе 1С с трудом поддается подсчетам. При реализации стартапа может показаться избыточным инвестировать сотни тысяч рублей во внедрение CRM-системы или других программных решений, однако опыт показывает: эти затраты полностью оправдают себя при масштабировании бизнеса.

Заключение

Как показывает статистика, только 20% анонсированных цифровых трансформаций заканчиваются успехом. Однако тот, кто убежден в верности выбранного направления, всегда сделает очередную попытку на пути к развитию и росту. Очевидно, что идеологом трансформации должен и может быть только собственник, основатель или топ-менеджер с непререкаемым авторитетом, готовый на протяжении долгого времени внедрения изменений вносить в работу команды определенный дискомфорт. Хорошо, если от главной цели его не будет отвлекать операционная деятельность, а рядом окажутся единомышленники, готовые поддержать.

«Трион» сегодня инвестирует в очередной цикл цифровой трансформации, реализуя переход на новую ERP- систему, совершенно необходимую при локализации производства на территории РФ, внедряет PDM-систему для управления спецификациями об изделиях при распределенных командах разработчиков, модернизирует и обновляет CRM.

Многим компаниям светотехнической отрасли предстоит совершить технологический прорыв в разработке, освоении и производстве инновационных изделий. И к этому нужно быть максимально готовыми.