Эффект Даннинга-Крюгера и PR: 3 типа спикеров
Дарья Гусева, партнер и директор по стратегии PR-агентства AGENDA, поделилась, как работать с экспертами по модели Даннинга-Крюгера
Более 10 лет консультирует компании рынка недвижимости, ритейла, промышленности, IT и киноиндустрии. Реализовала десятки PR-кампаний для компаний из ТОП-20 списка Forbes. Специалист по data-driven PR
Вы знакомы с эффектом Даннинга-Крюгера? Вы точно с ним встречались на практике. Суть: уверенность человека и его компетентность не находятся в прямой зависимости. При невысокой компетенции мы подвержены излишней самоуверенности. Далее — по мере накопления знаний — вдруг начинаем испытывать неуверенность в своих компетенциях. Наконец, happy end — знаний достаточно и уверенность в них твердая, заветное плато стабильности.
Спикеры компании далеко не всегда находятся на последней стадии, PR-специалистам приходится работать с экспертами разной величины. Поэтому в зависимости от типа экспертов их можно задействовать в разных видах PR-активностей.
1. Тип «Самоуверенный» эксперт
Он всегда готов выступить и все прокомментировать — по его теме и не по его. Будучи убежденным, что его знания представляют максимальную ценность, он болезненно реагирует на отказы СМИ публиковать экспертные колонки и на платное участие в отраслевых мероприятиях. Жажда известности максимальная, поэтому в умелых руках PR-щика, он может вывести компанию на новый уровень присутствия в инфополе.
Как работать?
- Письменные комментарии: перепроверять факты, обогащать фактурой из других источников, при необходимости, согласовывать с другими экспертами особенно резкие заявления.
- Живые выступления: с осторожностью выбирать мероприятия, отдавать предпочтение конференциям для широкой аудитории или молодых специалистов.
- Радио / ТВ комментарии в передачах для широкой аудитории — live-формат обычно их конек.
Ограничения:
- Топовые форумы, где в президиуме акулы отрасли, лучше отложить. На фоне «мастодонтов», начинающий эксперт тут же обнажит свои недостатки.
- Подкасты — длительная беседа может получиться скучной, потому что не накоплено достаточно кейсов из практики.
2. Тип «Неуверенный» эксперт
Синдром самозванца, о котором много говорят, тут расцветает пышным цветом. Спикер уже действительно может быть интересен СМИ и профсообществу, но он в «яме разочарования», поэтому совершенно не верит в себя. Самый сложный случай для работы PR-щика: отказывается от ценных запросов на комментарии, не соглашается на выступления, аккуратничает в формулировках, чем губит драматургию любого интервью.
Как работать?
- Хвалить, чтобы верил в себя. Передавать дифирамбы от журналистов и модераторов мероприятий
- Делать драфты текстов и просить их «только дополнить и проверить», это позволяет ему разделить с вами ответственность и побороть боязнь чистого листа
- Любые форматы текстовых экспертных материалов (колонки, интервью) будут получаться интересными, особенно, если времени на подготовку достаточно
- Выступления на отраслевых мероприятиях практически любого масштаба приветствуются, главное, чтобы тема была полностью его, а не смежная
- Подкасты будут получаться особенно прекрасно, ведь эксперт в теме и при этом очень старается. Длительная беседа позволяет расслабиться и проявить себя во всей красе.
Ограничения:
- Может плохо реагировать на «глупые» (слишком простые) вопросы, видит в них подвох и не сразу может найтись с простым ответом
- Теряется при вопросах на смежные темы
- В дискуссии будет занимать пассивную роль, поэтому модератору надо шепнуть, какими вопросами разговорить «скромняшку»
3. Тип «Вдумчивый» спикер
Он компетентен и уверен в себе, знает цену каждому слову, поэтому «взять в оборот» пиарщику не получится, придется тщательно отбирать и мероприятия, и запросы на комментарии (берем самые топовые от топовых СМИ, да еще и лучше список вопросов подчистить, убрав особенно поверхностные).
Как работать
- Направлять на топовые отраслевые форумы в качестве как спикера, так и модератора
- Обсудить заранее периодичность экспертных колонок и интервью и выбор СМИ
- Позволить готовить материалы самостоятельно и в своем темпе, но следить, чтобы они не превращались в научные труды.
Ограничения:
- Склонен к самолюбованию, поэтому может быть не очень интересным собеседником для подкастов и не лучшим спикером для пресс-конференций
- Видит в PR минимальную ценность для себя, поэтому быстро теряет интерес у публичности. Придется уговаривать.
Важно в заключение добавить, что все типы спикеров даны в кавычках неслучайно, ведь эти характеристики очень условны и призваны помочь пиарщикам «узнать» в этой типологии своего спикера. Конечно, эксперт, находящийся на стадии «неуверенного» далеко не всегда в жизни и в общении будет так себя проявлять, напротив, это может быть достаточно уверенный в себе человек, который станет твердо и аргументированно доказывать PR-щику, почему запрос не в его компетенции (хотя истинную причину отказа мы уже знаем). Поэтому рекомендуем использовать эту классификацию лишь с целью помочь экспертам приносить как можно больше пользы компании, которую они представляют.