Дмитрий Тимофеев объяснил, почему нельзя медлить с лизингом
Даже в условиях жесткой денежно-кредитной политики государства бизнес не может отказаться от обновления автопарков — обязательства по контрактам надо выполнять
Экс-гендиректор КОНТРОЛ Лизинг, экс-заместитель коммерческого директора ГК Балтийский Лизинг,с 2023 г. — генеральный директор СТАНДАРТ-ЛИЗИНГ (дочерняя компания ООО ГТК)
По прогнозам экспертов, в 2024 году рынок лизинга может сократиться на 8%, а в 2025 году — на 20–40%. Это связано с постоянным ростом ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, который, кажется, не имеет видимых пределов. Кроме того, значительно увеличились утилизационный сбор, таможенные платежи и налоговая нагрузка на бизнес. Все это может привести к дефолту как клиентов, так и финансовых игроков.
Борьба экономических институтов Правительства с инфляцией оказывает заметное влияние на В2В-сегмент. Крупные лизинговые компании, которые недавно столкнулись с резким повышением банковских ставок, теперь вынуждены бороться за доступ к необходимым кредитным ресурсам. Пока неясно, как эти ограничения влияют на уровень инфляции, но факт остается фактом — получить кредит для бизнеса в России становится все сложнее с каждым днем.
Аналитики не ожидают улучшения ситуации с ключевой ставкой раньше июня. Как мы уже упоминали, доступ к кредитным ресурсам остается сложным, и никто не может предсказать, что будет в январе-феврале. Поэтому если ваш бизнес не может отказаться от ранее заключенных контрактов и должен продолжать строительство, производство, переработку, логистику и другие процессы, то сейчас самое время действовать!
И действовать нужно быстро, так как уже предпринятые и запланированные с 1 января 2025 года ужесточения и повышения нагрузки на бизнес, несомненно, приведут к очередному скачку цен на технику. Выиграют те компании, которые успеют закупиться в течение декабря. Осталось только найти вариант, который позволит снизить лизинговую нагрузку в будущем, даже при текущих высоких ставках.
Единственное верное и оптимальное решение сейчас — лизинг с плавающей процентной ставкой. Большинство крупных компаний не привыкли и не умеют работать с такими инструментами, предлагая клиентам условия, при которых лизинговая ставка может увеличиваться при росте ключевой ставки ЦБ РФ. При снижении же ставки никаких гарантий нет, только добрая воля.
Договор с плавающей ставкой предполагает возможность изменения ставки в лизинговом договоре в соответствии с изменением «ключа» — как вверх, так и вниз. Поэтому, заключая подобный контракт сейчас, клиент понимает, что снижение ставки, на которое мы все надеемся в ближайшие годы, благотворно отразится на размере его лизинговых платежей в будущем, которые будут уменьшаться.
Дополнительным стимулом для компаний, планирующих взять технику в лизинг, могут стать справедливые условия досрочного выкупа. То есть вернуть клиенту возможность платить только за период фактического пользования лизингом и прекратить начисление банковских процентов после досрочного выкупа техники.
С учетом текущей ситуации на рынке кредитования, очевидны возможные сбои и задержки в системе расчетов госкомпаний со своими средними и мелкими субподрядчиками, которые в значительной степени работают на лизинговой технике. Это значит, что компании не всегда смогут своевременно выполнять свои обязательства по кредитным и лизинговым платежам, будут наблюдаться просрочки разной глубины и объема. В данной связи лизингополучателям следует обратить особое внимание на размер штрафных санкций за просрочку платежа в договоре лизинга. Сейчас малым и средним предприятиям важно не отказываться от обновления парков техники и не потерять ранее заработанные рыночные позиции. Им важно опереться на плечо лизинговых компаний, которые не нацелены на получение лишнего дохода в тяжелой для бизнеса клиента ситуации.
Клиенты самостоятельно выбирают технику, которая оптимально подходит для решения их задач. Многие активно пробуют китайские бренды, хлынувшие на российский рынок на фоне ухода европейских компаний. Конечно, альтернатива — это хорошо. Однако, как показала практика, непроверенная в наших условиях техника может не оправдать ожидания бизнеса с точки зрения надежности и моторесурса. С запчастями на «китайцев» в сегменте грузового транспорта и специальной техники все очень непросто: массовых готовых складов запчастей так и нет, а логистика из Поднебесной — дело не быстрое. Также стоит учесть проблему отсутствия унификации запчастей и четких каталогов, как это практикуется в европейских и американских брендах.
С учетом этих моментов многие клиенты по-прежнему предпочитают привозить машины и технику по технологии параллельного импорта. И тут важно найти специальные условия финансирования приобретения в лизинг привычных и испытанных брендов.
Конечно, сейчас бизнесу очень непросто. Но в отличие от физических лиц, которые могут в нынешних условиях отказаться от каких-то личных планов, бизнесу, который выстраивался годами и тяжелым трудом, «складывать лапки» нельзя. Курс на снижение инфляции не предполагает, что бизнес перестанет строить дороги, дома, трубопроводы, возить товары и оказывать услуги. Как всегда, в сложные времена бизнес должен рискнуть и отказаться от части или даже всей прибыли ради продолжения своего существования.