Как у детей формируется неправильный прикус. Разбираем вредные привычки

Часто родители недооценивают вредные привычки детей, искренне веря, что с годами они пройдут бесследно и отучать от них не стоит. Рассмотрим почему это не так

Ирина Диденко
Врач-ортодонт, учредитель клиники «Ортодонтический центр доктора Диденко»

Главный врач, стоматолог-ортодонт, стаж более 24 лет, спикер международной компании «Еврокаппа»

Названы вредные привычки, формирующие неправильный прикус у ребенка 

Часто родители недооценивают вредные привычки детей, искренне веря, что с годами они пройдут бесследно и отучать от них не стоит. О том, почему это не так, рассказывает ортодонт, учредитель клиники «Ортодонтический центр доктора Диденко», спикер международной компании «Еврокаппа» Ирина Диденко.

Как появляется привычка

Буквально с первых дней жизни ребенок узнает мир на вкус: сосет соску, палец, тянет в рот разные предметы — игрушки, уголок одеяла. Потом некоторые дети начинают грызть ногти. Так формируется неправильный прикус — проблема, с которой часто сталкиваются стоматологи и, в частности, ортодонты.

Зачастую родители сами способствуют появлению вредных привычек у детей, например лет до пяти кормят кашей из бутылочки. В результате развивается так называемый «бутылочный кариес» и формируется неправильное положение челюстей — открытый прикус.

Позже, обычно в школьном возрасте, дети часто сидят за партой или столом, подложив под щеку кулак. Ни родители, ни учителя не придают этому внимания — и напрасно. Ведь в таком положении формируется сужение и деформация челюсти, возникает асимметрия лица.

Что не увидят родители

Многие ортодонтические проблемы может выявить только специалист. Например, к вредным привычкам относится так называемое инфантильное положение языка. Если ребенок прокладывает язык между зубами, это вызывает их смещение кпереди — так возникают сложности с произношением межзубных звуков (з и с). 

Обычно родители в таком случае отводят ребенка к логопеду. Но прежде чем работать над произношением, может потребоваться коррекция недоразвития верхней челюсти — определить эту проблему может только врач-ортодонт.

Нижняя челюсть при этом адаптивно сужается, находится в заднем положении — формируется так называемая дистальная окклюзия, глубокий прикус, при котором частично перекрываются дыхательные пути, ухудшается функция дыхания. За счет того, что организм хуже снабжается кислородом, у ребенка развивается хроническая гипоксия.

Она, в свою очередь, может быть причиной неправильной осанки (проблемы постурального баланса), которая ведет к нарушению координации движений. Так ребенок становится неуклюжим, подвергается насмешкам со стороны сверстников — в этом случае снижается успеваемость в школе, мотивация к учебе.

То есть проблема неправильного прикуса носит не только медицинский, но и социальный характер, становится причиной не только неправильного формирования зубов и челюстей, но и появления множества проблем со здоровьем, решать которые намного сложнее, чем предотвратить.

Отучить или лечить?

Именно поэтому взрослым так важно следить за тем, чтобы прикус у ребенка формировался правильно. Как это сделать? 

  • Следите за поведением детей с самого раннего возраста
  • Пресекайте стремление сосать соски и другие предметы, держать пальцы во рту.
  • Следите за правильной осанкой у школьников.

Но если ребенка не переучить вовремя, не скорректировать его поведение, то даже после ортодонтического лечения проблема может возникнуть снова! К примеру, не отучив ребенка сосать палец, добиться стойкого результата от лечения будет сложно. А для начала важно разобраться, как именно появилась эта привычка.

Поэтому иногда к работе бывает необходимо подключить смежных специалистов: неврологов, психологов, остеопатов или других врачей, — чтобы лечение было действительно полноценным, эффективным и стабильным. 

Наконец, в практике ортодонта нет двух одинаковых случаев. С каждым пациентом врач использует индивидуальный подход, решает конкретную проблему — или комплекс проблем. А для получения необходимого результата первый шаг должны сделать родители, приведя ребенка на консультацию к специалисту.