«Грузовичкоф» 14 декабря 2023

Тренды 2024 в логистике — КриоАЗС, электронные ТТН и реестр перевозчиков

На «Аналитической неделе» специалисты транспортно-логистической сферы подвели итоги 2023 года в отрасли и обсудили перспективные тенденции на рынке

В начале декабря прошло отраслевое мероприятие — «Аналитическая неделя». В течение недели прошли профильные вебинары, на которых участники — эксперты рынка — обсудили вопросы логистической отрасли, газомоторное топливо, сегмент маркетплейсов и другие. Представитель сервиса «Грузовичкоф» Алексей Собольков принял участие в дискуссии на сессии, посвященной газомоторному топливу, а на сессии «Транспорт и логистика» поделился прогнозами о том, каким будет 2024 год.

В целом, мероприятие посвятили подведению итогов 2023 года, а также обсуждению перспектив развития сферы в следующем году и актуальных задач, которые предстоит решить в том числе для лучшей адаптации ко всем изменениям.

На сессии о газомоторном топливе участники подняли вопрос необходимости развития соответствующей инфраструктуры страны для большегрузных автомобилей: требуется увеличение количества метановых заправок. Так, на сегодняшний момент таких АЗС в стране более 900. Однако, в связи с тем, что государство реализует программу субсидирования переоборудования автотранспорта на газобаллоны, этих станций потребуется больше, в первую очередь, на федеральных трассах.

Так как существует некий дефицит газозаправочной инфраструктуры, участники рассмотрели вопрос развития сетей криогенных АЗС. КриоАЗС работает на сжатом газе и водороде, и благодаря принципу работы такая станция гораздо экологичнее и экономичнее обычных заправок. 

На сессии «Транспорт и логистика» Алексей Собольков выступил с докладом «Будущее и тренды 2024» и рассказал о тенденциях отрасли в следующем году: 

  • Активное развитие бесплатных цифровых сервисов 

Различные программы позволяют автоматизировать и оптимизировать процессы, в первую очередь, рутинные, что положительно сказывается на повышении эффективности. В перспективе ожидается массовый переход на технологии SaaS (Software as a Service) / API (application programming interface)

  • E-commerce по-прежнему будет актуальным драйвером развития рынка логистики

Об этом свидетельствуют цифры: по сравнению с 2022 годом в 2023 объем перевозок грузов через маркетплейсы вырос более чем в два раза. Соответственно, увеличение общего грузооборота стимулирует транспортные компании осваивать новые ниши, наращивать темпы работы и увеличивать долю присутствия на рынке. 

  • Повсеместный ввод электронных сопроводительных документов

Такие документы, как договор-заявка, путевой лист, ТТН, заказ-наряд, сопроводительная ведомость позволяют отслеживать перемещения товаров и подтверждать транспортные расходы, в перспективе перейдут в «цифру». Так, ФНС уже начала разрабатывать формат этих документов, и скоро он будет утвержден. «Этот тренд направлен на обеление рынка и на улучшение экологии: электронный документооборот делает рынок более прозрачным, так как электронные документы гораздо сложнее подделать, а также позволяет сократить использование бумаги. Также с помощью электронного документооборота сокращаются издержки бизнеса, так как многие процессы значительно ускоряются и становятся более удобными», — отметил Алексей Собольков. 

  • Маркетплейсы будут интенсивнее работать с большими товарами

Эту технологию маркетплейсы освоили в этом году: теперь они предлагают клиентам и селлерам доставку и крупногабаритных бытовых товаров до склада, по схеме «Последняя миля» или сборными грузами. В следующем году ожидается наращивание объемов «крупногабаритных» заказов. 

  • Дальнейший рост требований к уровню сервиса логистических услуг

«Сейчас фактор стоимости услуги и тарифов на перевозку уходит на второй план, а вот к выбору перевозчика компании подходят все тщательнее, так как от качественной и своевременной доставки зависит прибыль и лояльность покупателей. А для улучшения сервиса требуются серьезные инвестиции в кадровые и технические ресурсы, и на этом поле могут конкурировать только сильные игроки — с хорошим капиталом. Поэтому небольшие, частные транспортные компании и ИП-перевозчики, скорее всего, будут уходить с рынка, либо объединяться с более крупными», — добавил Алексей Собольков.

Помимо тенденций, которые ожидаются в следующем году на рынке грузоперевозок, участники сессии обсудили и другие актуальные вопросы для отрасли, например, создание реестра грузоперевозчиков и повышение престижа профессии водителя. 

Так, предлагается создать реестр транспортных компаний, в котором они будут распределены по уровню финансовой благонадежности в зависимости от различных параметров. 

По мнению представителей Ассоциации добросовестных налогоплательщиков, такой реестр будет способствовать справедливому ценообразованию на рынке и повышению уровню качества услуг среди транспортных компаний. 

Второй вопрос, актуальный для перевозчиков, — кадровый голод. Так, транспортно-логистическая сфера вошла в топ-3 отраслей с наиболее высоким спросом на персонал, а водители грузовиков стали одной из самых дефицитных позиций на рынке труда. Кроме того, профессия водителя не отличается престижностью среди населения. 

Транспортные компании применяют различные инструменты материальной и нематериальной мотивации для привлечения и удержания персонала, однако уже есть тревожные прогнозы. Например, по данным РБК, в 2030 году логистика также будет одной из сфер, на которых сильнее всего отразится нехватка работников. В транспортной сфере дефицит рабочих рук составит от 0,3 млн до 0,5 млн человек.