Российский ИТ-экспорт: вызовы, перспективы и рост на зарубежных рынках
Российские ИТ-компании продолжают экспансию на международные рынки, но сталкиваются с рядом сложностей, включая языковые барьеры и конкуренцию
Александр отвечает за развитие бизнеса ГК Softline на дружественных рынках и реализацию экспортного потенциала как собственных продуктов, решений и сервисов ГК, так и решений отечественных вендоров
Российский ИТ-сектор активно расширяет свое присутствие на международных рынках, включая страны Юго-Восточной Азии, Африки и Ближнего Востока. Однако рост продаж в этих регионах оказался ниже ожиданий. Основные сложности, с которыми сталкиваются компании, зависят от региона, но все они обусловлены как внешними, так и внутренними факторами.
Причины замедления роста в ЮВА, Африке и на Ближнем Востоке
В Юго-Восточной Азии (ЮВА), включающей такие страны, как Вьетнам, Индонезия и Малайзия, основными барьерами для роста продаж стали языковые различия и необходимость адаптации решений под локальные условия. В каждой из этих стран наблюдаются значительные различия в языке и культуре, что усложняет процесс выхода на рынок и требует дополнительных ресурсов на локализацию продуктов.
В Африке, напротив, ключевыми препятствиями стали высокий уровень коррупции и проблемы с обеспечением безопасности. Эти факторы существенно замедляют развитие бизнеса и требуют значительных усилий для успешного выхода на рынок. Кроме того, в ряде африканских стран отсутствуют необходимые правовые условия для эффективного ведения бизнеса.
В Индии ведение бизнеса осложняется требованиями местного законодательства, включающими необходимость создания совместных предприятий с индийскими компаниями и обязательный трансфер технологий. Отсутствие массового стремления к цифровизации из-за дешевой рабочей силы также сдерживает спрос на передовые технологические решения.
На Ближнем Востоке российские ИТ-компании сталкиваются с высоким уровнем конкуренции, обусловленным как высокой средней стоимостью контрактов, так и присутствием множества международных игроков. Дополнительные сложности возникают из-за высокой стоимости ведения бизнеса и трудностей в установлении контактов с крупными государственными и коммерческими заказчиками. Также компании испытывают сложности из-за низкой осведомленности местного бизнеса о российских ИТ-продуктах и страхами потенциальных партнеров по поводу наложения вторичных санкций.
Одной из немногих стран, где пока не наблюдается тренд на импортозамещение и технологический суверенитет, остается Малайзия. Здесь компании сталкиваются с долгими и затратными процессами регистрации бизнеса, получения необходимых лицензий и сертификатов, а также с необходимостью продвижения и локализации решений.
Какие российские ИТ-продукты востребованы за рубежом
Несмотря на все сложности, российские ИТ-компании продолжают активно продвигать свои продукты за рубежом. В дружественных странах наблюдается значительный спрос на цифровые решения в различных областях. Эти рынки запускают масштабные программы цифровизации, и спрос на те или иные продукты напрямую связан с национальными приоритетами и спецификой экономического развития.
В Юго-Восточной Азии высоким спросом пользуются решения в области кибербезопасности, AgTech, FinTech, EdTech, MedTech, Big Data, облачных технологий, искусственного интеллекта (ИИ), технологий для e-commerce, Индустрии 4.0 и Smart City. Индийские компании активно интересуются продуктами в области кибербезопасности, ИИ и виртуальной реальности (VR).
На Ближнем Востоке востребованы FinTech, EnergyTech, MedTech, мобильные приложения, решения для транспорта, IoT и кибербезопасности. В Африке же популярны профессиональные сервисы в части разработки ПО, технологии кибербезопасности и Smart City.
Активность российских компаний на этих рынках заметно выросла за последние два года, что стало результатом усилий цифровых атташе, институтов поддержки экспорта и релокации российских специалистов в страны СНГ и Ближнего Востока. Несмотря на высокую конкуренцию, российским компаниям удается находить свободные ниши и формировать взаимовыгодные партнерства с местным бизнесом.
О перспективах роста
Российские ИТ-компании активно осваивают ниши, освободившиеся после ухода западных вендоров, а ужесточение требований регуляторов к импортозамещению ПО на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ) и повышение уровня зрелости и интероперабельности российского ПО способствуют дальнейшему росту.
Вдобавок крупные российские заказчики все чаще переходят на отечественное ПО из-за санкционного давления и осознания необходимости полного импортозамещения. А реализация отложенного спроса и пролонгация мер государственной поддержки российских ИТ-компаний также способствуют активному развитию рынка.
Таким образом, российские ИТ-компании, несмотря на ряд серьезных вызовов, имеют хорошие перспективы для роста и укрепления своих позиций как на внутреннем, так и на международном рынках.