«Астерра» 11 сентября 2024

Каковы перспективы риелторского рынка

Как трансформируется риелторский рынок сегодня? Отвечает эксперт Константин Злобин

Константин Злобин
Директор по развитию компании «Астерра»

Константин Злобин работает в земельном бизнесе с 2010 года. Выпускник Московского авиационного института и программы MBA. Работал в командах «Rofa Bekleidungswerk GmbH & Co. KG», «Спортмастер».

С риелтором сталкивался почти каждый россиянин хотя бы раз: при аренде или сдаче, продаже или покупке недвижимости. И если еще 5-7 лет назад буквально ни одна сделка с недвижимостью не совершалась без такого специалиста (а то и нескольких с обеих сторон), то в последнее время многие покупатели от услуг риелторов отказываются. Чаще всего причина проста — желание сэкономить и предположение, что за юридической стороной сделки проследит продавец. Чего ждать участникам рынка в перспективе?

Из сопровождающего — в помощники

Сегодня недвижимость зачастую приобретается в ипотеку, что тоже наносит существенный удар по риелторам. Люди считают, что банк самостоятельно проверит квартиру и одобрит сделку, так что потребности в привлечении дополнительных специалистов (а с ними — и росте затрат) нет. Во многом это справедливо: почти отпадает важность опции проверки истории объекта — а именно на ней во многом держался спрос для покупателей. Полагаю, в ближайшем будущем весь рынок недвижимости будет полностью оцифрован, так что подделать «родословную» станет невозможно. Плюс сейчас набирают обороты цифровые P2P-сервисы по продаже жилья и коммерческих площадей («Циан» и «Авито»), которые значительно упрощают организацию и сопровождение сделок.

Отдельно стоит обратить внимание на стоимость услуг риелторов. Сегодня она обычно составляет или определенный процент от стоимости сделки, или оговоренную фиксированную сумму. Однако за последнее время недвижимость сильно прибавила в цене — значит, пропорционально должно вырасти и вознаграждение риелторов. Но это нецелесообразно: из-за перекоса ипотечных программ существенно увеличилась дельта в цене между первичным и вторичным жильем. По данным Росстата, стоимость «квадрата» в новостройках достигла в среднем 134 тыс. рублей, а в более старых домах — 95 тыс. рублей. А многие клиенты продают существующее, вторичное, жилье для покупки нового. Поэтому на разнице они теряют серьезные деньги и просят снизить процент за риелторские услуги. В итоге заработки риелторов должны остаться на прежнем уровне — в лучшем случае.

Дороговизна недвижимости и более высокий риелторский гонорар на московском рынке по сравнению с регионами привел к миграции специалистов этой сферы в столицу. Тенденция повлияла и на стоимость услуг, с учетом возросшей конкуренции — запросы стали снижаться. По оценкам независимых экспертов, за последние 10 лет комиссии московских риелторов снизились на 20-30%. Также важно, что комиссия зависят от характера сделки. Для простых случаев, когда нужно только продать свободную квартиру, доход риелтора может быть дифференцированным: 2-3% для недвижимости стоимостью до 5 млн рублей, 1,5-2% — при стоимости до 10 млн рублей. Для более сложных сделок она составляет в среднем по рынку 4-6%. Больше могут заработать специалисты, занимающиеся расселением: когда нужно подбирать бывшим собственникам другое жилье, выстраивая альтернативные цепочки — комиссия может достигать даже 6-8%. Думаю, именно за такими опытными, готовыми совершенствовать знания и навыки специалистами будущее.